Вторая неделя Великого Поста. Память святого Григория Паламы

Святитель Григорий Палама

Во второе воскресенье Великого Поста верующие вспоминают святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского (Солунского), отца и учителя Церкви (+ 1359).

Имя этого великого богослова прежде всего связано с учением о Нетварном Божественном свете. Правда, редкий прихожанин может внятно сформулировать, в чем именно расходился святой Григорий со своими оппонентами.

Мы не будем вдаваться в тонкости этой сложнейшей теологической дискуссии. Перечислим лишь ключевые полемические вопросы:

  • связан ли созданный Богом мир со своим Творцом, и если да, то каким образом?
  • когда человек способен познать Господа — еще в земной жизни или только после физической смерти?

Святитель Григорий Палама считал, что хотя мир не является частью Бога, он не отделен от Него полностью: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».

Творческие энергии Божества, по мнению святого, не только непрестанно поддерживают наше бытие, но и доступны для человеческого восприятия прежде перехода в мир иной. Посредством нетварных энергий человек способен всей полнотой своего существа соединиться с Творцом. Это происходит по милости Божьей и называется обожением. Именно обожение — благодатная цель христианской жизни — составляет самую суть нашего спасения.

Вспомним поучение преподобного Серафима Саровского: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело — суть средства для стяжания Святого Духа Божьего».

Явлением нетварных энергий Бога святитель Григорий Палама называл присносущный Божественный Свет, явленный некоторым христианским подвижникам, — тот же свет, который видели апостолы Петр, Иаков и Иоанн в момент Преображения Иисуса Христа.

Преображение Господне, описанное в Евангелии, произошло за несколько недель до крестных страданий Спасителя. Посвященный воспоминанию этого события праздник, если строго следовать новозаветной хронологии, должен приходиться на тридцатый-сороковой день перед Пасхой. Однако создатели богослужебного Устава Церкви мудро перенесли это светоносное торжество в конец церковного года, чтобы не нарушать великопостное покаянное настроение души.

В Триоди Постной откровение нетварного Божественного света нашло отражение в теме второй недели Великой Четыредесятницы. Не случайно в этот день чтится память учителя духовного делания Григория Паламы, который дал нам пример созерцания Бога через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву.

Сердцевина учения святителя Григория Паламы заключается в том, что благодать не есть какой-то тварный дар, который Бог нам дает, вместе с тем оставаясь Сам иным по отношению к этому дару. На основании опыта всей Православной Церкви, ее святых, ее подвижников и, особенно, тех афонских святых и подвижников, среди которых он жил, он учил, что благодать – это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, делая нас через это приобщение богами по приобщенности.
Думая, что благодать является только даром Божиим, но не Самим Богом, Который Себя нам отдает, западные богословы утверждали как бы непроходимость пропасти между Богом и человеком, творением и Творцом. Как бы ни были драгоценны Божественные дары, они остаются тварными, и они нас с Богом не могут соединить иначе как любовью и благодарностью. Но нет! Опыт Церкви нам говорит, что благодать – это Сам Бог, Себя нам отдающий, и что, принимая благодать, мы делаемся, по приобщению, участниками Божественной природы…
Когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они – не только люди, которые были озарены умом, очищены в сердце, а что это люди, которые приняли Бога в себя, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему призвана вся тварь, когда Бог будет всем во всех.
Будем поэтому радоваться величию нашего призвания, будем радоваться о том, что мы призваны поистине приобщиться Богу, но будем также помнить, что случиться это может, если мы совершим подвиг веры, останемся Богу верными, станем подвижниками, по образу древних подвижников, которые сумели отдать кровь и принять Дух. Да даст нам Господь и вдохновение, и силы, и желание – и даст Он нам и плоды.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Мы не знаем год, когда Церковь посвятила святителю Григорию Паламе вторую неделю Великого поста. Ряд историков считает, что это произошло приблизительно в середине XV века. Зато точно известно, что настоящий период выбран не случайно. О связи этого дня с Преображением Господа нашего Иисуса Христа мы уже упомянули. Также следует сказать о преемственности с первой великопостной неделей — Торжества Православия. Богословие православной духовности и аскезы XIV века следует за богословием иконопочитания VIII–IX веков и равновелико ему.