Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия

Торжество Православия

Весна души, как поэтически именуется Великий Пост, имеет свое календарное начало и завершение. Святая Четыредесятница в 2019 году продлится с 11 марта до 27 апреля. Весь этот период имеет четкую структуру, которую задает, прежде всего, тематика воскресных богослужебных текстов.

Порядок великопостных недель (т.е. воскресений):

1) Торжество Православия — 17 марта,
2) свт. Григория Паламы — 24 марта,
3) Крестопоклонная — 31 марта,
4) Иоанна Лествичника — 7 апреля,
5) Марии Египетской — 14 апреля,
6) Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье — 21 апреля.

Чествование того или иного святого либо события церковной истории продолжается всю последующую неделю (седмицу по-церковнославянски). Иногда вся неделя носит название предыдущего воскресного дня, скажем, Крестопоклонная седмица по третьему воскресенью поста.

Страстная седмица — сугубый пост, богослужения которого совершаются по отдельным правилам. Седьмое воскресенье от начала Великого поста — Пасха Христова. В нынешнем году она приходится на 28 апреля.

Торжество Православия Церковь празднует в первое воскресенье Великого поста. Этот особый чин был введен в Константинополе в память победы над иконоборчеством и восстановления почитания икон в 843-м году. Память святителя Григория Паламы была установлена Церковью в XIV столетии в следующее воскресенье Великого Поста как второе Торжество Православия. Прославление преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской приходится на четвертое и пятое воскресенья. Как писал протопресвитер Александр Шмеман, «воспоминание этих святых во второй половине Поста явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига. И так как об аскетизме нельзя только вспоминать, но надо применять его на деле, и так как память обоих этих святых затрагивает наш личный постный подвиг».

В ближайшее воскресенье верующие будут отмечать Торжество Православия. В этом названии Церковь запечатлела исторический момент, когда все главные ереси первых веков были отражены и окончательно утвердилась истинная вера.

После первой недели поста, когда читается канон Андрея Критского и мы проходим через все возможные моменты Ветхого Завета, человеческого падения, человеческой надежды, Божиего воздействия, наступает воскресенье, которое называется Торжеством Православия. И так легко нам почувствовать, что это день нашего торжества, что это день, когда мы, православные, на Божией стороне, когда, поскольку мы православные, мы в особенном положении, ибо Православие как чистота учения Христова, как совершенный образ духовной жизни восторжествовало хотя бы в нашей жизни.
И вот от этого представления нам надо сразу отделаться. Торжество Православия, в сущности, не торжество православных над инославными, даже не торжество над человеческой потемненностью, это торжество Божие над нами самими.
И как мы должны быть благодарны Богу за то, что Он нас взыскал таких, какими мы являемся: в полутьме, полуслепые, тщеславные, бродящие по чужой стране, минутами к Нему бросающиеся, а потом снова Ему изменяющие, не понимающие величия ни Его, ни нас самих, ни ближнего нашего, забывшие или забывающие те изумительные моменты, когда мы близки к Богу, потому что Он к нам приблизился, порой в ответ на то, что мы тоскуем по Нему, даже не зная, по чему мы тоскуем, а порой — потому что Он приходит к нам, чтобы нас разбудить, оживить.

Митрополит Антоний Сурожский

Почитание икон в православной Византии было официально запрещено в 730 году. Тогда император Лев III Исавр приказал уничтожить тысячи икон, мозаик, фресок и скульптур, связанных с христианской верой. В 754 году иконоборчество получило признание на так называемом Иконоборческом соборе, созванном по воле императора Константина V Копронима, беспощадно истреблявшего как сами святые лики, так и почитателей икон, особенно монахов. Иконоборческие гонения «православного» правителя не уступали в жестокости пыткам языческих императоров Диоклетиана и Нерона.

Современник Константина V Копронима летописец Феофан зафиксировал, что оплотом иконопочитания были монастыри, оттого император «многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание».

Документы тех лет свидетельствуют, что «иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».

Ересь иконоборчества была окончательно осуждена в 787 году VII Вселенским Собором, отцы которого решительно вернули в Православную Церковь почитание икон.

Сам же праздник Торжества Православия впервые отмечался в Софийском соборе Константинополя 19 февраля 843 года по инициативе императрицы Феодоры. Она объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».

Поскольку праздник пришелся тогда на первое великопостное воскресенье, с тех пор Православная Церковь торжественно вспоминает восстановление иконопочитания по завершении первой седмицы Святой Четыредесятницы.

В 843 году Патриарх Константинопольский Мефодий, митрополиты, игумены монастырей и монахи, священники и диаконы, а также сама императрица Феодора, множество придворных и простых мирян впервые за многие десятилетия прошли по столичным улицам крестным ходом с иконами в руках.

Основной чин Торжества Православия сложился в Церкви к XI веку и затем был дополнен в XII и XIV веках. В его богослужебных текстах утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви, повторяются постановления семи Вселенских соборов, произносится торжество Церкви над всеми когда-либо бытовавшими ересями, а также анафема на повинных перед Господом в таких тяжелых грехах, как ересь, вероотступничество, хула на Бога, поругание и насмешка над святынями и т.п.

Предание анафеме не означает проклятия и не запрещает примирения с Православной Церковью. Если речь идет о конкретном человеке, анафема может быть снята при условии покаяния (при достаточных основаниях это возможно и после смерти). В 1971 году была отменена анафема старообрядцам.

Нередко чин анафематствования в современной приходской практике опускается, особенно на ранней Божественной литургии.

И сейчас можно услышать спор о том, допустимо ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами. Однако в наши дни подобные учения существуют вне Православной Церкви и не представляют для нее угрозы раскола. И сегодня, к сожалению, происходят жестокие гонения и убийства христиан представителями иных религиозных убеждений, но после VII Вселенского Собора внутри Церкви никогда не было преследования иконопочитателей.