НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В БОЛЬШЕКУЛАЧЬЕ МОНАСТЫРЮ НАЧАЛО ПОЛОЖИЛ
Святитель Николай Чудотворец любим и известен во всем мире, но на Русской земле он всегда почитался особенно трепетно и благоговейно. Это самый близкий, самый теплый, самый родной святой Русской Православной Церкви. Пресвятая Царица Небесная и Святитель Христов Николай считаются главными заступниками и хранителями Святой Руси. В былые времена Николай Чудотворец почитался на Руси наравне со Спасителем и Богородицей. Известно, что при крещении язычников — народов, населяющих Поволжье и Сибирь, — те легко воспринимали православие через Николая Угодника и нередко так и называли его — «Русский Бог». Особая любовь русского народа к святителю Николаю выразилась и в большом количестве освящаемых в его честь храмов и часовен. И один из них — монастырский храм Святителя Николая в селе Большекулачье.
Основание поселения Кулачинское (ныне Большекулачье) исследователи относят к 1718 г. Именно тогда на озере Кулач, в русле реки Иртыш, стали появляться первые поселенцы. Благодаря выгодному географическому положению и обширным территориям население продолжает расти, пополняясь всё новыми крестьянскими семействами, и на протяжении последующих двух столетий село Кулачинское уже являлось крупнейшим населенным пунктом одноименной волости.
Первые упоминания о строительстве храма в селе Кулачинском относятся к 1751 г., когда Иван Миронович Круглов с другими односельчанами выстроил деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Это был небольшой однопрестольный храм, сооруженный из соснового леса. К 1793 г. Никольская деревянная церковь с колокольней обветшала, и, благодаря ходатайствованию поселенцев перед Омским Духовным Правлением, 1 октября 1794 г. торжественно была произведена закладка новой Никольской церкви: деревянной, на каменном фундаменте, с пределами во имя Св. мучеников Кирика и Улиты. К маю 1803 г. сооружение нового храма было уже закончено. По распоряжению Его Высокопреосвещенства, на освящение храма в дар был прислан атласный антиминс и благословенная грамота. Антиминс был взят из числа хранившихся в Тобольском Софийском соборе. Эта вторая деревянная церковь просуществовала до XIX в. В 1864 г. пришедший в ветхость храм был заменён новым, также деревянным и на каменном фундаменте. Он явился третьим по счёту храмом в селе Кулачинском. Но к началу ХХ в. отстоявший почти сорок лет храм сгорел. В 1902 г. кулачинцы построили новый каменный храм вместимостью 300 человек, очень похожий по своему архитектурному исполнению на церковь св. Параскевы Пятницы в Омске.
По мнению специалистов, Кулачинский храм скорее всего строился по чертежам, переработанным тем же архитектором, который возводил Параскеевскую церковь. Эта новая Кулачинская церковь сохранилась до наших времен почти в своем первоначальном виде. В приход храма Святителя Николая в начале ХХ в. входили, кроме села Кулачинского, следующие крестьянские поселения: деревни Харино, Луговая, Надеждино и переселенческий посёлок Давыдовка. В вышеупомянутых деревнях имелись также приписанные к этой церкви часовни. В годы Первой мировой войны, прихожане как могли помогали фронту. Так, 8 марта 1915 г. был устроен благотворительный вечер духовного пения в пользу раненных воинов, где перед верующими выступил церковный хор под управлением церковного учителя Карпова.
По имеющимся сведениям о церковном причте, известно, что в Никольском храме служили:
Священник Стефан Серебряников. Определен на приход по грамоте 1802 года. Церковно-служительские должности занимал с 1793 г.;
Диакон Александр Серебряников. Определен на приход по грамоте 1796 г. Церковно-служительские должности занимал с 1795 г.;
Диакон Александр Лапин. Посвящен в стихарь 1800 году. Служил в Кулачинском селе. Переведён на новое место в 1809 г.;
Священник Андрей Аедоницкий, перемещен в Кулачинский приход из Чернолученской церкви в августе 1851 г. Здесь, в конце 1860 г. он и умер;
Священник Григорий Лапин. В 1851 г. поступил на место Андрея Аедоницкого в Чернолученскую церковь, а потом Кулачинскую, но в 1854 г. он перемещен в село Серебряное и оттуда был переведён уже в другой уезд;
В декабре 1891г. в храме служил священник Иоанн Киселёв. А в октябре 1897г. его сменил иерей Симеон Сергиев, который предположительно и умер в Кулачинском;
Священник Пётр Бодров служил в Никольском храме летом 1899г. В начале ХХ века дьяконом в Кулачинском приходе был воспитанник Ишимского духовного училища Павел Васильевич Гиганов (1868 г. р. ). В 1897 г. он принимал активное участие в Первой всеобщей переписи населения, за что был представлен к медали.
Перед Первой мировой войной (а именно с 29 июня 1907 года) и в суровые военные годы настоятелем Кулачинского храма был иерей Сергий Донченко, награждённый в 1912 г. скуфьей, а тремя годами позже получивший назначение в члены Благочиннеческого совета.
В суровый и грозный 1918 г. окормление кулачинских прихожан выпало на долю священника Сергия Пламеневского, который одновременно нёс послушание в качестве благочинного 2-го Тюкалинского округа. Арестован 20 апреля 1920 г. Омской губЧК по обвинению в контрреволюционной агитации, но 29 апреля 1920 года дело по амнистии было прекращено. Реабилитирован 22 ноября 1996 года прокуратурой Омской области.
С 1925 по 1931 год службу нес священник отец Роман Лемещук. Роман Стахиевич (Евстафьевич) Лемещук был арестован и приговорен 15 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Омской области за контрреволюционную деятельность к высшей мере наказания без ссылки на закон. Расстрелян 19 ноября 1937 года в Омске. Реабилитирован 15 октября 1958 г. президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления.
С установлением Советской власти Никольская церковь была закрыта, всё убранство храма ликвидировано, а купола сняты. В обезглавленном остове церкви разместили зернохранилище. К 1960-ым годам здание сильно обветшало, подверглось пожару и надолго оказалось заброшенным. С конца 1980-ых гг. прошлого века остов Никольского храма был передан Омско-Тарской епархии. Благодаря активной деятельности Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феосия началось поэтапное возрождение Никольского Большекулачинского храма. В конце лета 1988 г. осмотреть остатки храмового здания, переданного Епархии приехал вместе с духовенством Митрополит Омский и Тарский Феодосий. По его Архипастырскому благословлению сразу же была составлена бригада для восстановления храма. Началась реставрация. Начало первых строительных работ следует датировать летом 1989 г.
С весны 1991 г. настоятелем Никольского Большекулачинского храма назначается иерей Вячеслав Кляритский (ставший впоследствии игуменом Виталием), который окормлял обитель до 2005 г. Он же стал первым настоятелем и игуменом, учреждённого в 1995 г. Большекулачинского Свято-Никольского монастыря. В 1990–1993 гг. в храме были проведены завершающие реставрационные работы: возведено каменное покрытие над храмом, восстановлены колокольня и шатер над ней. Над куполами подняли кресты, выполнена наружная и внутренняя отделки. После освящения начались богослужения в Церкви. Благотворитель А. Н. Беляев взялся за дальнейшее восстановление храма. В это время к храму стали стекаться послушники, которые составили основу будущего монастыря. Горожане также полюбили это место и целыми семьями стали приезжать на богослужения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБИТЕЛИ
В 1995 г., при очередном посещении Свято-Никольского храма, Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) дал своё благословление на основание мужского монастыря во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Большекулачье. Владыка сразу же после этого стал ходатайствовать перед Священным Синодом Русской Православной Церкви Московской Патриархии о принятии по этому поводу необходимого решения. Оно последовало 16 июля 1995 г. В 1996 г. продолжались работы по ремонту и реставрации храма. В начале 1997 г. перед приходом встали две задачи: произвести замену временного покрытия над центральной частью храма на постоянное с устройством над ним светового барабана. В канун 2000-летия Рождества Христова в монастыре началась активная работа по реконструкции храма, который уже к этому времени стал тесным. Благодаря материальной поддержке А. Н. Беляева и первоклассному мастерству архитекторов строительные работы в храме завершились к 2002 г. Северный придел освятили во имя Царственных Мучеников, а южный во имя Святых мучеников Кирика и Иулиты. В крипте храма разместилась воскресная школа, библиотека, кинозал, ризница и мастерская по ремонту облачений.
В архитектурно-стилистическом плане Никольский Кулачинский храм имеет ярко выраженный русский стиль: высокий кубический центральный объем, увенчанный пятью декоративными главами, трапезная с притвором, над которым возвышается восьмигранная колокольня с арочными окнами, шатровым покрытием и луковичной главкой. На красных кирпичных стенах храма хорошо выделяются белые декоративные детали фасадов. Первый иконостас храма был выполнен преподавателями художественно-графического факультета Омского Государственного Педагогического университета супругами Михальченко. Затем он был переделан Алексеем Колбасовым, который также и написал иконы как для главного, так и боковых иконостасов. Стилистика пятиярусного иконостаса ориентирована на древнерусские образцы. Настоящие стенные и потолочная росписи храма выполнены в стиле Афонского письма. Работы по росписи храма шли в течение двух лет. Трапезную часть церкви расписывал иконописец из Болгарии. Роспись под куполом — работа мастеров Тобольской иконописной школы. «Но и сейчас не все пространство храма закрыто росписями», — говорит настоятель монастыря, епископ Азовский, викарий Омской епархии Зосима (Балин). Во время его управления монастырём были установлены цветные витражи и открыта гостиница для паломников.
Так церковь, поставленная в центре села Большекулачье, со сходящимися к нему улицами стала настоящим духовным центром. Службы идут каждый день. В воскресные и праздничные дни из Омска приезжают певчие под руководством регента Геннадия Свиридовича, а в будние дни знаменные старинные распевы исполняются братией монастыря. В Никольской церкви каждую ночь, когда отступает мирская суета, читается Неусыпаемая псалтырь.
В Большекулачинский монастырь верующие и паломники приезжают зимой и летом. По воскресным дням в храм для причастия приезжают из Омска от 40 до 50 человек, а в праздники — около 100 человек. Многих из них привлекает монастырская служба, святыни обители, святой источник и история Никольского храма. Большекулачинский Свято-Никольский мужской монастырь на севере и Ачаирский Крестовый женский монастырь на юге — вот те два стража, которые молитвенно охраняют благополучие и покой нашего богоспасаемого города Омска.
НАСТОЯТЕЛИ
2 октября 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором, согласно прошению митрополита Омского и Таврического Владимира, игумен Виталий (Кляритский) был освобожден от должности настоятеля Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области и на эту должность назначен иеромонах Зосима (Балин).
В истории обители он стал третьим наместником по счёту. Первым был в 1995–2005 годах игумен Виталий (Кляритский). В 2005–2012 годах его сменил на этой должности нынешний епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный).
Все они много сделали и продолжают делать для обители. В настоящее время настоятелем монастыря является епископ Азовский, викарий Омской епархии Зосима (Балин).
Правящий архиерей Омской Митрополии владыка Владимир регулярно посещает Свято-Никольский мужской монастырь в с. Большекулачье. Несколько раз в году в обители совершаются богослужения архиерейским чином.