НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В БОЛЬШЕКУЛАЧЬЕ, МОНАСТЫРЮ НАЧАЛО ПОЛОЖИЛ

 Святитель Николай Чудотворец любим и известен во всем мире, но на Русской земле он всегда почитался особенно трепетно и благоговейно. Это самый близкий, самый теплый, самый родной святой Русской Православной Церкви. Пресвятая Царица Небесная и Святитель Христов Николай считаются главными заступниками и хранителями Святой Руси. В былые времена Николай Чудотворец почитался на Руси наравне со Спасителем и Богородицей. Известно, что при крещении язычников — народов, населяющих Поволжье и Сибирь, — те легко воспринимали православие через Николая Угодника и нередко так и называли его — «Русский Бог». Особая любовь русского народа к святителю Николаю выразилась и в большом количестве освящаемых в его честь храмов и часовен. И один из них — монастырский храм Святителя Николая в селе Большекулачье.

Основание поселения Кулачинское (ныне Большекулачье) исследователи относят к 1718 г. Именно тогда на озере Кулач, в русле реки Иртыш, стали появляться первые поселенцы. Благодаря выгодному географическому положению и обширным территориям население продолжает расти, пополняясь всё новыми крестьянскими семействами, и на протяжении последующих двух столетий село Кулачинское уже являлось крупнейшим населенным пунктом одноименной волости.

Первые упоминания о строительстве храма в селе Кулачинском относятся к 1751 г., когда Иван Миронович Круглов с другими односельчанами выстроил деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Это был небольшой однопрестольный храм, сооруженный из соснового леса. К 1793 г. Никольская деревянная церковь с колокольней обветшала, и, благодаря ходатайствованию поселенцев перед Омским Духовным Правлением, 1 октября 1794 г. торжественно была произведена закладка новой Никольской церкви: деревянной, на каменном фундаменте, с пределами во имя Св. мучеников Кирика и Улиты. К маю 1803 г. сооружение нового храма было уже закончено. По распоряжению Его Высокопреосвещенства, на освящение храма в дар был прислан атласный антиминс и благословенная грамота. Антиминс был взят из числа хранившихся в Тобольском Софийском соборе. Эта вторая деревянная церковь просуществовала до XIX в. В 1864 г. пришедший в ветхость храм был заменён новым, также деревянным и на каменном фундаменте. Он явился третьим по счёту храмом в селе Кулачинском. Но к началу ХХ в. отстоявший почти сорок лет храм сгорел. В 1902 г. кулачинцы построили новый каменный храм вместимостью 300 человек, очень похожий по своему архитектурному исполнению на церковь св. Параскевы Пятницы в Омске.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы г. Омск

По мнению специалистов, Кулачинский храм скорее всего строился по чертежам, переработанным тем же архитектором, который возводил Параскеевскую церковь. Эта новая Кулачинская церковь сохранилась до наших времен почти в своем первоначальном виде. В приход храма Святителя Николая в начале ХХ в. входили, кроме села Кулачинского, следующие крестьянские поселения: деревни Харино, Луговая, Надеждино и переселенческий посёлок Давыдовка. В вышеупомянутых деревнях имелись также приписанные к этой церкви часовни. В годы Первой мировой войны, прихожане как могли помогали фронту. Так, 8 марта 1915 г. был устроен благотворительный вечер духовного пения в пользу раненных воинов, где перед верующими выступил церковный хор под управлением церковного учителя Карпова.

По имеющимся сведениям о церковном причте, известно, что в Никольском храме служили:

Священник Стефан Серебряников. Определен на приход по грамоте 1802 года. Церковно-служительские должности занимал с 1793 г.;

Диакон Александр Серебряников. Определен на приход по грамоте 1796 г. Церковно-служительские должности занимал с 1795 г.;

Диакон Александр Лапин. Посвящен в стихарь 1800 году. Служил в Кулачинском селе. Переведён на новое место в 1809 г.;

Священник Андрей Аедоницкий, перемещен в Кулачинский приход из Чернолученской церкви в августе 1851 г. Здесь, в конце 1860 г. он и умер;

Священник Григорий Лапин. В 1851 г. поступил на место Андрея Аедоницкого в Чернолученскую церковь, а потом Кулачинскую, но в 1854 г. он перемещен в село Серебряное и оттуда был переведён уже в другой уезд;

В декабре 1891г. в храме служил священник Иоанн Киселёв. А в октябре 1897г. его сменил иерей Симеон Сергиев, который предположительно и умер в Кулачинском;

Священник Пётр Бодров служил в Никольском храме летом 1899г. В начале ХХ века дьяконом в Кулачинском приходе был воспитанник Ишимского духовного училища Павел Васильевич Гиганов (1868 г. р. ). В 1897 г. он принимал активное участие в Первой всеобщей переписи населения, за что был представлен к медали.

Перед Первой мировой войной (а именно с 29 июня 1907 года) и в суровые военные годы настоятелем Кулачинского храма был иерей Сергий Донченко, награждённый в 1912 г. скуфьей, а тремя годами позже получивший назначение в члены Благочиннеческого совета.

В суровый и грозный 1918 г. окормление кулачинских прихожан выпало на долю священника Сергия Пламеневского, который одновременно нёс послушание в качестве благочинного 2-го Тюкалинского округа. Арестован 20 апреля 1920 г. Омской губЧК по обвинению в контрреволюционной агитации, но 29 апреля 1920 года дело по амнистии было прекращено. Реабилитирован 22 ноября 1996 года прокуратурой Омской области.

С 1925 по 1931 год службу нес священник отец Роман Лемещук. Роман Стахиевич (Евстафьевич) Лемещук был арестован и приговорен 15 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Омской области за контрреволюционную деятельность к высшей мере наказания без ссылки на закон. Расстрелян 19 ноября 1937 года в Омске. Реабилитирован 15 октября 1958 г. президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления.

С установлением Советской власти Никольская церковь была закрыта, всё убранство храма ликвидировано, а купола сняты. В обезглавленном остове церкви разместили зернохранилище. К 1960-ым годам здание сильно обветшало, подверглось пожару и надолго оказалось заброшенным. С конца 1980-ых гг. прошлого века остов Никольского храма был передан Омско-Тарской епархии. Благодаря активной деятельности Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феосия началось поэтапное возрождение Никольского Большекулачинского храма. В конце лета 1988 г. осмотреть остатки храмового здания, переданного Епархии приехал вместе с духовенством Митрополит Омский и Тарский Феодосий. По его Архипастырскому благословлению сразу же была составлена бригада для восстановления храма. Началась реставрация. Начало первых строительных работ следует датировать летом 1989 г.

Восстановление храма. 1989 г.
Восстановление храма. Вид изнутри. 1989 г.

С весны 1991 г. настоятелем Никольского Большекулачинского храма назначается иерей Вячеслав Кляритский (ставший впоследствии игуменом Виталием), который окормлял обитель до 2005 г. Он же стал первым настоятелем и игуменом, учреждённого в 1995 г. Большекулачинского Свято-Никольского монастыря. В 1990–1993 гг. в храме были проведены завершающие реставрационные работы: возведено каменное покрытие над храмом, восстановлены колокольня и шатер над ней. Над куполами подняли кресты, выполнена наружная и внутренняя отделки. После освящения начались богослужения в Церкви. Благотворитель А. Н. Беляев взялся за дальнейшее восстановление храма. В это время к храму стали стекаться послушники, которые составили основу будущего монастыря. Горожане также полюбили это место и целыми семьями стали приезжать на богослужения.

Замена крыши храма
Восстановление колокольни
Завершающие реставрационные работы

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБИТЕЛИ

 В 1995 г., при очередном посещении Свято-Никольского храма, Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) дал своё благословление на основание мужского монастыря во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Большекулачье. Владыка сразу же после этого стал ходатайствовать перед Священным Синодом Русской Православной Церкви Московской Патриархии о принятии по этому поводу необходимого решения. Оно последовало 16 июля 1995 г. В 1996 г. продолжались работы по ремонту и реставрации храма. В начале 1997 г. перед приходом встали две задачи: произвести замену временного покрытия над центральной частью храма на постоянное с устройством над ним светового барабана. В канун 2000-летия Рождества Христова в монастыре началась активная работа по реконструкции храма, который уже к этому времени стал тесным. Благодаря материальной поддержке А. Н. Беляева и первоклассному мастерству архитекторов строительные работы в храме завершились к 2002 г. Северный придел освятили во имя Царственных Мучеников, а южный во имя Святых мучеников Кирика и Иулиты. В крипте храма разместилась воскресная школа, библиотека, кинозал, ризница и мастерская по ремонту облачений.

В архитектурно-стилистическом плане Никольский Кулачинский храм имеет ярко выраженный русский стиль: высокий кубический центральный объем, увенчанный пятью декоративными главами, трапезная с притвором, над которым возвышается восьмигранная колокольня с арочными окнами, шатровым покрытием и луковичной главкой. На красных кирпичных стенах храма хорошо выделяются белые декоративные детали фасадов. Первый иконостас храма был выполнен преподавателями художественно-графического факультета Омского Государственного Педагогического университета супругами Михальченко. Затем он был переделан Алексеем Колбасовым, который также и написал иконы как для главного, так и боковых иконостасов. Стилистика пятиярусного иконостаса ориентирована на древнерусские образцы. Настоящие стенные и потолочная росписи храма выполнены в стиле Афонского письма. Работы по росписи храма шли в течение двух лет. Трапезную часть церкви расписывал иконописец из Болгарии. Роспись под куполом — работа мастеров Тобольской иконописной школы. «Но и сейчас не все пространство храма закрыто росписями», — говорит настоятель монастыря, епископ Азовский, викарий Омской епархии Зосима (Балин). Во время его управления монастырём были установлены цветные витражи и открыта гостиница для паломников.

Так церковь, поставленная в центре села Большекулачье, со сходящимися к нему улицами стала настоящим духовным центром. Службы идут каждый день. В воскресные и праздничные дни из Омска приезжают певчие под руководством регента Геннадия Свиридовича, а в будние дни знаменные старинные распевы исполняются братией монастыря. В Никольской церкви каждую ночь, когда отступает мирская суета, читается Неусыпаемая псалтырь.

В Большекулачинский монастырь верующие и паломники приезжают зимой и летом. По воскресным дням в храм для причастия приезжают из Омска от 40 до 50 человек, а в праздники — около 100 человек. Многих из них привлекает монастырская служба, святыни обители, святой источник и история Никольского храма. Большекулачинский Свято-Никольский мужской монастырь на севере и Ачаирский Крестовый женский монастырь на юге — вот те два стража, которые молитвенно охраняют благополучие и покой нашего богоспасаемого города Омска.

НАСТОЯТЕЛИ

2 октября 2013 года в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором, согласно прошению митрополита Омского и Таврического Владимира, игумен Виталий (Кляритский) был освобожден от должности настоятеля Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области и на эту должность назначен иеромонах Зосима (Балин).

Игумен Виталий (Кляритский)

В истории обители он стал третьим наместником по счёту. Первым был в 1995–2005 годах игумен Виталий (Кляритский). В 2005–2012 годах его сменил на этой должности нынешний епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный).

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный)

Все они много сделали и продолжают делать для обители. В настоящее время настоятелем монастыря является епископ Азовский, викарий Омской епархии Зосима (Балин).

Епископ Азовский, викарий Омской епархии Зосима (Балин)

Правящий архиерей Омской Митрополии владыка Владимир регулярно посещает Свято-Никольский мужской монастырь в с. Большекулачье. Несколько раз в году в обители совершаются богослужения архиерейским чином.