Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска работы Мамациоса Георгиоса

Сегодня Святая Церковь отмечает одно из важнейших православных событий – Вход Господень в Иерусалим. День этот значительный и светлый, так как Иисус Христос, Господь наш, принимает высочайшие почести в Иерусалиме. Однако стоить помнить также о скорбности сего дня: с него начинается последняя неделя жизни Иисуса Христа на земле.

Начало страстей Господних – это как раз сегодняшнее Его торжественное шествие, когда Он, незадолго до Своих страданий и крестной смерти, входит в священный град как Царь и Спаситель. Так когда-то въезжал в Иерусалим царь Давид – предок Христа по его человечеству. Такое величественное явление Царя имеет древнюю историю: правители выбирали именно это животное, чтобы сообщить народу о своем нежелании враждовать и воевать. Осел – олицетворение мира, поэтому и Иисус Христос, приходящий к народу с миром, знаменует подобным появлением на ослице и молодом осле Своё будущее правление не силой оружия, но Духом Святым. Подъяремная ослица в данном контексте, по мнению исследователей, символизирует еврейский народ, который находился под бременем закона, а необъезженный осленок означает язычников, еще не пришедших к Вере. Христос же приходит для воцарения и над теми, и над другими.

Вход Господень в Иерусалим также являет собой и завершение долгого пути всего человечества к своему спасению. В тот день свершилось ветхозаветное пророчество о явлении миру ожидаемого всеми Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). До сего дня Христос учил, проповедовал, совершал чудеса вне Иерусалима. И вот настал его час. Город перед Пасхой был полон народа, уже наслышанный о необычном Проповеднике, Который учил их «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29), исцелял больных, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Вот и встречал народ Иисуса Христа, как Царя: с пальмовыми ветвями в руках, постилая свои одежды Ему под ноги и восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9). «Осанна», то есть «спасение» или «спаси нас» – так евреи приветствовали Христа, ибо кому как не потомку Давида, из рода которого явится Мессия – Могущему спасти свой народ – подобает сие приветствие?

Но как скоро настанет великое смятение и недоумение среди людей. Спустя малое время люди осознали, что они ждали совсем другого царя: того, кто освободит их от римского владычества, а возможно, и покорит им другие народы, сделав безбедной их превременную жизнь. Вот и многие из тех, кто встречал Его, с радостью восклицая «Осанна Сыну Давидову!», кто был свидетелем и воскрешения Лазаря, и Его многочисленных чудес, те, кто слушал Его учение, принимая каждое слово, и был готов стать Его учеником – уже через несколько дней эти самые люди будут желать Его смерти, крича: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6).

Вспомним сегодняшнее Евангельское событие, стоя в этот день в храме с ветками вербы, как некогда иерусалимляне приветствовали своего Царя пальмовыми ветвями. Вонмем себе: что ожидаем мы от Господа, шествующего в свой последний путь, на Крест? Не уподобимся ли мы после праздника жителям Иерусалима? Распинать Спасителя снова и снова нашими грехами и бесчувствием – этого вполне достаточно, чтобы нам жить так, словно и не было в истории страшной казни на Голгофе. А ведь во дни Страстной седмицы мы будем не только вспоминать, но и присутствовать при Страстях Господних. И мы будем частью того народа, которая окружала Христа, когда в храме будут звучать евангельские чтения и молитвы. Тогда образ за образом пройдут перед нами картины Страстных дней. Спросим себя в эти минуты: кто мы, где мы среди этой толпы: стоим мы с надеждой, отчаянием или, может, с бесчувствием?

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Неделя Цветоносная, Вербное Воскресенье) – древний праздник, который мы отмечаем в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи). Первые упоминания о нем датируются IV веком. Подобно народу в Иерусалиме, который торжественно нес ветки финиковой пальмы, мы спешим в этот день в храм с вербой. В наших краях, как и в других странах с более холодным климатом, в это весеннее время только-только начинает распускаться верба. На праздничной службе будет совершаться освящение верб (ваий), и здесь интересно заметить, что освящение ваий происходит именно после чтения Евангелия, по 50-м псалме, когда после произнесения специальной молитвы они окропляются святой водой. Теперь, во время чтения канона, посвященному празднику, каждый может ощутить это значимое событие так, как ощущал народ, встречая в тот день Господа Иисуса Христа.