Святитель Григорий Палама и значение богословских споров о природе Фаворского света

Святитель Григорий Палама
Святитель Григорий Палама. Мозаика

Во вторую неделю Великого поста Церковь празднует память святителя Григория Паламы, одного из наиболее выдающихся иерархов Православной Церкви времен Византийской империи.

Изучение источников по истории Византии, и беспристрастная оценка стоящих на церковной позиции историков, позволяет говорить о том, что Византийская империя была наиболее ярким осуществлением в жизни идей евангельского учения в истории христианства. Отличительными чертами первой христианской империи, а также греческого характера той эпохи, является строгость в вопросах веры, склонность к созерцанию и богословию, приверженность к Церкви и верность Православию.

«Византия была центром духовной жизни в течение многих веков, – пишет архимандрит Киприан (Керн). – Вся догматическая борьба IV-VIII веков прошла на Востоке, и все богословские споры концентрировались около Константинополя. Греки выстрадали свою веру и отстояли догматическую правду… Всякое отклонение от канонов веры и догматов Церкви грек воспринимал как измену и предательство. Он чутко и зорко следил за чистотою своего религиозного учения. Равнодушия и обывательского отношения к религиозным вопросам быть не могло, ибо воспитанность в духе церковности глубоко вошла в характер ромеев».

Среди других характерных черт культуры Византийской империи необходимо назвать стремление к оцерковлению и освящению всех сторон жизни; стремление к монашеству, строительство монастырей и поощрение иночества; любовь к храмоздательству. Вся Византия представляется как бы огромным храмом, который охватывал всю жизнь православного ромея, как называли себя жители империи. Интерес к духовному, серьезное отношение к вере устремляли людей к осуществлению в своей жизни высоких евангельских идеалов.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский является очень характерной личностью для Византийской культуры того времени. Он родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия его семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе императора Андроника II Палеолога (1282 — 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре. Молитвенный настрой будущий святитель, несомненно, унаследовал от своего отца, который иногда так погружался в

сосредоточенную молитву, что мог не услышать обращавшегося к нему императора. Впрочем, Андроник, унимая негодующих на Паламу старших сановников, говорил: «Не мешайте ему, пусть молится». Отец вскоре умер, и сам император принял участие в воспитании и образовании осиротевшего юноши. Император хотел, чтобы он посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и вступил на путь подвижничества.

Между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете. Кроме прочего Варлаам обратил на себя внимание антилатинскими сочинениями, написанными им после диспута с папскими легатами, в котором он одержал победу.

Будучи в Фессалониках, Варлаам познакомился с укладом духовной жизни монахов-безмолвников и, в частности, с некоторыми формами монашеской аскетики. Заносчивый характер, а также спиритуалистические убеждения, воспринятые им из философии Платона, заставили его возмутиться, когда он услышал, что не только душа, но и тело человека способно принимать участие в молитве и ощущать действие Божией благодати. Он составил трактаты, в которых высмеивал монахов. В 1338 г. Варлаам отправился в Константинополь, где продолжил свои изыскания относительно монашества. Придя к тем же заключениям, он в конце концов подал на них жалобу патриарху.

Афонские монахи решили призвать святого Григория, чтобы он защитил их от нападок Калабрийца. Святитель Григорий, отвечая на просьбы монашествующих, письменно изложил свои богословские доводы. Так появились его знаменитые «Триады в защиту священно-безмолвствующих». К 1340 году афонские подвижники с участием Святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос», а на Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии состоялся богословский спор святителя Григория с Варлаамом.

27 июня 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, и являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

В результате богословских споров XIV века, учением о несозданном Фаворском свете и Божественных энергиях святитель Григорий Палама подвел твердый богословский фундамент под традиционное учение Православной Церкви, утверждающее действительность общения человека с Богом и реальность обожения. Кроме того, богословие святителя Григория Паламы, хотя и подчеркивает центральное положение человека в мироздании, возводя его на необычайную высоту, однако же не отрывает и не обособляет человека от Бога. Учение Святителя о человеке дает прочное богословское обоснование подлинного христианского гуманизма.

Через год после прошедшего в 1351 году Собора, постановления его были внесены в чин Торжества Православия. Святитель Григорий Палама преставился в 1360 году и уже вскоре был прославлен в лике святых. Памяти его, как «проповедника Божественного света», посвящено второе воскресение Великого поста. В этот день он прославляется как богомудрый учитель Церкви и светильник Православия.

Иеромонах Амфилохий (Понаморенко)