О прощении

О прощенииО прощении говорится в главной христианской молитве, данной нам Самим Господом Иисусом Христом, в ней показано, что возможность получить прощение согрешений наших открывается нам в том случае, если и сами мы прощаем своих обидчиков.

О необходимости прощать Господь неоднократно напоминает Своим ученикам. Он говорит об этом и в начале Своего общественного служения, в Нагорной проповеди; Он говорит об этом и накануне Своих крестных страданий: «прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:25-26).

Господь предупреждает, что от немирного человека не примет Он даров, говоря: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23). Ты ищешь у Бога человеколюбия? Примирись прежде с обиженным тобою братом и тогда умоляй Господа о примирении с тобою. Не оказывает Он благоволения обидевшему, пока сетует обиженный. Так Господь Сам как бы приуготовляет Свое человеколюбие, желая излить его на нас, когда, принеся дар свой, мы станем просить Его простить нам прегрешения наши, «как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12).

При этом прощение ближнего вменяется нам в постоянную обязанность. Святому апостолу Петру, вопрошавшему сколько же раз прощать, до семи ли раз, Господь Иисус Христос отвечает: «не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Итак, Господь не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность.

Но слова «прости меня», быть может, самые трудные слова для поврежденной грехом гордыни души человека. Поврежденность эта имеет множество различных проявлений, причем, далеко не все проявления гордости осознаются современным человеком и воспринимаются им как греховное повреждение души, как болезнь, требующая лечения.

«Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца», – говорил преподобный Антоний Великий. Святые преподобные и богоносные отцы наши, достигавшие своими трудами христианского совершенства в исполнении Святого Евангелия, много дают примеров и наставлений как побеждать гордыню и приобретать смирение, которое покрывает от грехов и готовит спасение душе.

«Будь готов отвечать на всякое слово, которое услышишь: «Прости меня», – поучает преподобный Антоний Великий, – потому что смирение разрушает все козни врагов». Также и в другом месте: «приучись, чтоб язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому всевышнему Богу: прости меня. Если будешь всегда говорить: прости меня, – стяжешь смирение». И далее: «знай, смирение состоит в том, чтоб ты признавал всех человеков лучшими тебя и был удостоверен в душе твоей, что ты более всех обременен грехами. Главу твою держи опущенною, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: владыко мой! прости меня».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» передает повесть о двух братьях, которые были во вражде между собою. Во время гонения на христиан их схватили по причине святой веры, и подвергнув многим мучениям, посадили в тюрьму. Один из них сказал другому: «Брат! нам должно примириться и не гневаться одному на другого: потому что завтра мы должны умереть, и пойдем предстать Господу». Но другой брат отказался от примирения. На другой день их вывели из тюрьмы, чтоб отсечь им головы. Брату, желавшему примирения, была прежде отрублена голова: он в вере отошел ко Господу. Другой же, не хотевший примириться, отрекся от Христа. Мучитель сказал ему: «Почему ты не отвергся вчера, прежде пытки, чтоб избежать ран, а отвергся сегодня?» Он отвечал: «Я преступил заповедь Господа моего: не примирился с братом моим. За это Бог оставил меня и отъял от меня помощь Свою. Лишенный ее, я отрекся от Христа».

Так раздражительность, обидчивость, злопамятство удаляют человека от Бога, делают его предателем Божиим, приводят к вечной погибели. Поэтому святые отцы учат терпеливо претерпевать всякие скорби, лишения и оскорбления. Учат прощать оскорбившему даже прежде, чем он попросит прощения. Учат признавать себя достойными оскорблений, так как «ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят человеку иначе, как по попущению Божию, ко исправлению человека, или за грехи его. Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог – праведный Судия».

В правильно устроенном христианском общежитии, в монастыре, чин прощения входит в ежедневное братское правило. По прошествии дня, все братия испрашивают друг у друга прощение и расходятся примиренными, исполняя слово Евангелия Господа нашего Иисуса Христа «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26).

Особенно же из самого опыта христиане познают это разрешение от духовных уз и мир души в Прощенное воскресение, когда, испросив прощения у всех братьев и сестер, и получив благодатное облегчение в душе своей, мы с радостью выходим из храма. Благодатная духовная радость уготавливает на подвиг поста, который уже не кажется чем тягостным. Более того, он становится желанным и радостным, потому что освобожденная от тяготы греха душа сама желает потрудиться ради Господа.

Дорогие братья и сестры, приготавливая себя к вступлению в поприще Великого поста, к вступлению на делание покаяния, примем слова краткого Евангельского чтения, читаемого в этот день, примем с решимостью исполнить их. Итак, «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).

Игумен Амфилохий (Понаморенко)