21 сентября отмечается один из двунадесятых непереходящих праздников – Рождество Пресвятой Богородицы, не вызывает сомнений, что он принадлежит к числу Богородичных праздников. Многие православные люди недооценивают важность этого праздника, а он ежегодно открывает церковное новолетие. По словам святителя Андрея Критского, который посвятил празднику два слова и канон, Рождество Богородицы – это «начало праздников», когда должны «веселиться небо и радоваться земля».
Господь уготовал приход на землю своей будущей Матери, чтобы Самому впоследствии появиться на свет. В Евангелии почти нет информации о жизни Девы Марии в младенчестве и отрочестве, сведения можно почерпнуть из Церковного Предания. Малое количество информации о жизни Пресвятой Девы, во многом, объясняется тем, что, как говорят святые отцы, о Богородице «удобнее молчание». Завесу тайны немного приоткрывает апокриф II в. «История Иакова о рождении Марии», другое название – Протоевангелие Иакова.
В Протоевангелии рассказывается о том, что в Назарете проживали благочестивые супруги Анна и Иоаким, у которых не было детей, что в те времена объяснялось тяжкими грехами, признаком того, что семья впала в немилость у Бога. Многие люди верили тогда, что от них или от их потомков произойдёт Мессия. Иоакиму и Анне часто приходилось терпеть от окружающих несправедливые упрёки и насмешки.
Однажды на праздник Иоаким пришёл в иерусалимский храм, чтобы принести положенную жертву, но первосвященник не взял её у него со словами, что на бездетных нет Божьего благословения, и от них нельзя принимать дары. Убитый горем Иоаким скрылся в горах, чтобы помолиться, Анна ждала его и тоже молилась. Ей явился ангел Господень, который возвестил, что вскоре она родит дочь, «через Которую будет славен весь их род», а принадлежали супруги к роду иудейского царя Давида.
Анна встретила мужа у Золотых ворот и сообщила ему радостную весть, вскоре она зачала, сейчас 22 декабря отмечается праздник Зачатия Богородицы. Иоаким и Анна дали обет, что посвятят Дочь Богу и отдадут в храм для служения, пока Она не станет совершеннолетней. Она вымолена у Бога, к Нему и должна возвратиться. Через 9 месяцев у супругов появилась Дочь, они нарекли Её Марией, в другом произношении «Мариам», что переводится с еврейского «госпожа и надежда». По случаю рождения Дочери Иоаким устроил пир, на котором священники благословили Марию.
Богослужение праздника Рождества Пресвятой Богородицы всегда сопровождается всенощным бдением, на котором читаются паремии – чтения из ветхозаветных и новозаветных книг, содержащих пророчества о празднуемом событии. В данном случае читается отрывок из Книги Бытия, в котором Божья Матерь называется «Лестницей Иакова», соединяющей землю и Небо. Также читаются отрывки из книги пророка Иезекииля и Книги Притчей Соломоновых, где говорится о воротах, через которые пройдёт Господь.
Богородичные праздники появились позже Господских. Впервые праздник Рождества Пресвятой Богородицы был упомянут в V в. Константинопольским патриархом Проклом
и в требнике Папы Геласия. Данная информация не является абсолютно достоверной, потому что в сирийском месяцеслове такой праздник отсутствовал, в этот день отмечалась память других святых. В то время, вообще, не было ещё ни одного Бородичного праздника. О празднике Рождества Пресвятой Богородицы упоминали святители Иоанн Златоуст, Августин, Епифан. По всей видимости, он появился в Греческой Церкви в V-VI вв., в Византийской империи он был утверждён императором Маврикием.
Рождество Владычицы Марии – такое название праздника было у несториан и иаковитов с V в., в отдельных коптских месяцесловах в качестве даты праздника указывается 26 апреля. На Западе праздник не отмечался вплоть до VII в., но существовала интересная версия, почему он выпадал именно на этот день: один благочестивый человек на протяжении нескольких лет в эту ночь слышал с неба пение ангелов, которые радуются, что на свет появилась Дева Мария.
Преподобный Роман Сладкопевец в VI в. составил праздничный кондак, который впоследствии был утрачен. Современный тропарь праздника возник в V-VII вв. Также сейчас на богослужении можно услышать каноны и стихиры преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Андрея Критского, патриарха Константинопольского Германа, епископа Солунского Анатолия. Порядок праздничной литургии описывается в Иерусалимском канонаре VII в. У праздника Рождества Богородицы 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.
Без Рождества Пресвятой Владычицы Богородицы не совершилось бы спасение рода человеческого, христианам бы не открылся путь к вечной жизни. Как поётся в праздничном тропаре, «Рождество Твоё, Богородице Дево, радости возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный»