Преподобный Силуан Афонский о свободе

Преподобный Силуан Афонский
Преподобный Силуан Афонский. Фрагмент росписи. Храм святителя Николая в Сабурово

11 сентября (24 сентября по григорианскому календарю) Русская Православная Церковь совершает память преподобного Силуана Афонского.

Преподобный Силуан, в миру Семен Иванович Антонов, происходил из простой крестьянской семьи. Благочестивые родители воспитали его в любви к Богу и святой Церкви. Призванный к монашеству особыми путями Божиими, он удалился на Святую Гору Афон. Подвижническая жизнь на Афоне сделала его духовно опытным и мудрым. Об этом свидетельствуют его «Писания», изданные его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым). Читая рассуждения преподобного Силуана Афонского, мы увидели в нем духоносного продолжателя святоотеческой традиции, который сумел просто и ясно, но вместе с тем очень содержательно, ответить на важнейшие вопросы христианской веры и жизни.

В день памяти преподобного Силуана предлагаем вам его рассуждения о свободе человека.

В беседе с одним студентом, посетившим Афон, Старец говорил: «Кто не хочет свободы? Все ее хотят, но надо знать, в чем свобода, и как ее найти… Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя «связать». Чем больше сам себя будешь связывать, тем большую свободу будет иметь твой дух… Связать в себе нужно страсти, чтобы они не возобладали тобою; связать себя нужно, чтобы не делать ближнему вреда… Люди обычно ищут свободы, чтобы делать «что хочешь». Но это не есть свобода, а власть греха над тобою. Свобода творить блуд, или невоздержанно есть и пьянствовать, или злопамятствовать, насиловать и убивать, или другое что в этом роде – совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства. Мы думаем, что истинная свобода в том, чтобы не грешить, чтобы всем сердцем и всею силою любить Бога и ближнего».

Представления о свободе в современном мире сводятся к исканию политических свобод, к возможности действовать вообще по своим побуждениям и желаниям. Последнее время в представлениях о свободе человек сталкивается к вседозволенности и автономному (независимому от Бога) существованию. Очевидно, что высказывания преподобного Силуана Афонского о свободе состоят в глубоком соответствии со Священным Писанием. Где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17), писал коринфянам святой апостол Павел. Господь не живет в душе, оскверненной грехом, но чистые сердцем, обретают Бога. Поэтому борьба со грехом, очищение сердца, исполнение заповедей есть путь обретения свободы.  «О, все люди на земле, – пишет Старец, – молитесь и плачьте о грехах своих, чтобы Господь простил их. Где прощение грехов, там свобода совести и любовь хотя бы и малая».

В полном соответствии с учением преподобного Максима Исповедника о том, что естественное стремление природной воли человека не упраздняет личной свободы человека, старец Силуан утверждает, что «Благодать Божия не отнимает свободы, а только помогает исполнять заповеди Божии. Адам был в благодати, но воля его не была отнята. Также и Ангелы в Святом Духе (пребывают), но не отнята у них свободная воля».

Истинная человеческая свобода состоит не в автономной, «самовластной» человеческой жизни, но в естественном для человека общении с Богом. Истинную и действительную свободу человек имеет тогда, «когда следует своей природной воле, которая предполагает жизнь в Боге, сотрудничество и общение с Богом».

В единении с Богом человек не теряет себя, не теряет своей человечности. Напротив, в устремлении к высшему, духовному и божественному человек обретает себя. В этом стремлении Бог содействует человеку, однако не вне познавательных сил человека. Не по лишению собственной нашей умственной силы вселяется во святых ум Христов и обожение человеческого естества не есть его поглощение или растворение. Господь Своими действиями не отменяет и не поглощает собственных сил человека, но Он исцеляет и возвращает их к первоначальному состоянию. И более того, возвышает их и Своими качествами освящает наши духовные силы. Так человек, созданный по образу Божию и призванный к Богоподобию, в обожении приобретая совершенное согласие и единство с Богом, становится таким, каким задуман Творцом, тем, кем должен стать, то есть становится самим собою. Здесь обретается и подлинная свобода.

«Господь не хочет смерти грешника, и кающемуся дарует благодать Святого Духа. Она дает душе мир и свободу умом и сердцем быть в Боге. Когда Дух Святой прощает нам грехи, тогда получает душа свободу молиться Богу чистым умом; тогда она свободно созерцает Бога и в Нем бывает покойна и радостна. И это есть истинная свобода. А без Бога не может быть свободы, потому что враги колеблют душу плохими помыслами».

Замечательно последнее предложение. В связи с этими словами преподобного Силуана мы находим уместным сказать о вожделенной для многих свободе выбора. Свобода выбора не принадлежит к совершенству свободы, но напротив, является умалением и искажением ее. Выбор предполагает неясность и колебания, то есть неполноту и нетвердость воли. Колеблется и выбирает только грешная и немощная воля, свобода выбора не приносит в душу мира, а значит, не является критерием истинной свободы. Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление и влечение души к Благу, это есть целостный порыв благоговения и любви.

Главный акцент в рассуждениях преподобного Силуана Афонского о свободе в том, что свободным человек может быть только с Богом. «И я тоже хочу свободы, – пишет Преподобный, – и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сердцем, которые покаялись и отсекли свою волю пред Ним. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его».

Вопреки распространенному мнению, Старец утверждает, что свобода не есть простая возможность поступать по своим хотениям, но это некий дар Божий, Самим Богом подаваемый смиренным сердцам. Он любит повторять слова Господа Иисуса Христа, которые мы всегда читаем в церкви на память преподобных. Вот и здесь, в слове о свободе, он приводит их. «Многие люди не знают пути спасения, зашли во тьму и не видят Света Истины. А Он был, есть и будет, и всех милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, познайте Меня, и Я дам вам покой и свободу». Вот истинная свобода – когда мы в Боге».

Архимандрит Софроний (Сахаров) говорит, что старец Силуан «был человеком единой идеи, но идеи самой глубокой, самой онтологически совершенной». Это видно и в рассуждениях о свободе. «Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых – есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселие, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: «вот истинная свобода; она в Боге и от Бога».

Итак, подлинная свобода раскрывается в человеке очищенном от греха, стяжавшем благодать Святого Духа, в человеке полностью восстановленном в образе первозданного Адама до его грехопадения, что стало возможным благодаря искупительному подвигу Господа Иисуса Христа, Который восстановил не только образ Божий в человеке, но и всю природу восстановляет от последствий грехопадения.

Блаженный старец Силуан, стяжавший Духа Святого и Духом Святым познавший Господа Иисуса Христа, 40 лет плакавший о роде человеческом, говорит об обретении свободы не просто как сладкого плода из райского сада, но молится Богу и нас призывает, чтобы и мы через покаяние и стяжание Святого Духа, через восстановление образа Божия в единении с Господом Иисусом Христом, обрели самый рай.

Игумен Амфилохий (Пономаренко)