Исполнение воли Божией в жизненном подвиге святого благоверного князя Алекандра Невского, как пример верности Христу для монашествующих современного поколения

Святой благоверный князь Аллександр Невский
Святой благоверный князь Аллександр Невский

Тот или иной выбор в своей жизни делает личность, являя тем свое произволение, по-своему пользуясь дарованной Богом людям свободной волей.

Один только Бог благ по существу Своему, воля Его благая и совершенная. Желая всегда только доброго, воля Божия не колеблется. О имевшем явиться в мир Сыне Божием святой пророк Исайя предвозвестил, что «прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое» (Ис. 7:16). Это могло быть сказано только о Божественном Младенце.

Человек же, будучи создан по образу и подобию Божию, хотя и имеет свободную волю как неотъемлемое свойство, силу души, однако воля наша как тварная не неподвижна, но способна к колебаниям, изменениям. Грехопадение первого человека произошло потому, что он сделал ошибочный выбор, направив волю свою ко злу. Грехопадение повредило и исказило природу человека, в первую очередь силы и способности нашей души. Это повреждение, под именем первородного греха, стало наследством всего падшего во Адаме человечества.

Любовь, как духовная добродетель, делает волю непоколебимой, любовь к Богу утверждает волю человека в воле Божией, в послушании святым Божественным заповедям, поэтому сказано Господом: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин. 14:23). То есть, любящий будет согласовывать свои желания с волей Божией, понуждать себя на исполнение познанной им воли Божией. Свободное произволение личности, утвержденной в любви Божией, стяжавшей любовь как добродетель, всегда свободно выбирает то, что угодно Богу, то, что согласно с волей Его и святыми заповедями Его. Это состояние благодатное. Когда человек укреплен благодатию Святого Духа, то все для него легко и радостно. «Блюдите благодать Божию: с ней легко жить, – пишет преподобный Силуан Афонский, – все делается хорошо по Богу, все мило и радостно». Укрепленные благодатью Божией святые мученики шли на смерть, добровольно терпели страдания. Их решимость укреплялась благодатной любовью к Богу, поэтому они были готовы умереть, но не преступить заповедь Божию.

Но, в то же время, Господь укрепляет волю человека Своею благодатию, не иначе, как когда видит в произволении человека решимость мужественно следовать воле Его, решимость все претерпеть ради Правды Божией, – не взирая на сопротивление внутреннее, то есть свою немощь и саможаление, не взирая на сопротивление внешнее: нежелание, мнение, оценку других людей.

Основываясь на этих рассуждениях, мы можем рассмотреть, жизненный подвиг святого благоверного князя Александра Невского, который состоял во всегдашнем подчинении себя, всех своих дел и поступков, всего служения своего святой воле Божией, к исполнению того, что угодно Богу. Не устами только, но всеми делами своими святой благоверный князь исполнял слова молитвы: «Да будет воля Твоя!» Не то, чего я хочу да будет, Господи! Не то, чего хочет или требует от меня народ, или хан, или брат, или сын, или друг. Но то, чего Ты, Господи, хочешь, что угодно Тебе – да будет!

Предание, закрепленное в молитвенных обращениях к святому Александру Невскому говорит, что он «измлада Христа возлюбив, к небесным Духом прилепился еси» (акафист, икос 1). С детства и во всей жизни своей, святой князь остается верным Господу, «измлада от любве к миру и яже в мире уклонился еси, вожделев же зде сущими стяжати небесная» (акафист, икос 2).

Для того, чтобы исполнять волю Божию, нужно знать, в чем она состоит. С детства святой Александр полюбил чтение и много читал Священное Писание, поэтому, изначально воля Божия открывалась ему через чтение Писаний.

Миросозерцание русского княжича с раннего детства развивалось в двух направлениях. «С одной стороны это была Церковь и церковная жизнь с ежедневным посещением ранней Литургии, что воспитывало любовь к Церкви, к слову Божию, к глубине и красоте богослужения, ответственность перед Богом и родиной. С другой стороны, княжич приучался понимать связь княжеского двора со всем княжеством, готовился к ответственной власти и государственной самоотверженной деятельности». С трех лет будущий князь на Руси посвящался на это служение. Так и у святого Алекандра одним из самых ранних детских впечатлений было это посвящение, которое начиналось в Божием храме благословением святителя, после чего будущего князя посадили на коня и дали в руки ему меч.

Поэтому можно говорить о том, что Господь особо открывал Свою волю избраннику Своему, святому Александру Невскому, которого предузнал, что он будет твердым и мужественным исполнителем святой воли Его. Которого видел Господь с юных лет посвященного на служение Ему и народу Божиему. В котором видел Господь прилежание к чтению слова Божиего, Священного Писания, полюбившему Господа Иисуса Христа, открывшегося ему во святом Евангелии. В котором увидел Господь доброе произволение из любви ко Господу Иисусу во всем исполнить святую волю Его, твердое желание мужественно даже до смерти поработать правде Божией, осуществляя замысел Его о Руси и русском народе.

Принятие монашеского пострига на смертном одре было исполнением желания всей святой жизни благоверного князя Александра. «Приняв схиму, – пишет Михаил Хитров, – он последовал не одному только обычаю времени». Это желание его сердца, всю жизнь преуспевавшего в стремлении к Богу, но воля Божия была иная, и потому он отсекал желание своего сердца ради исполнения воли Божией. Подобное мы видим и в житии других святых, например, преподобного Серафима Вырицкого.

Смерть для мира, по учению святых отцов, заключается в том числе и в отречении от своей воли ради исполнения воли Божией, что осуществляется в несении монашеского послушания. Святой благоверный князь не являл до времени свою мертвость для мира в «пострижении власов», так как на это не было еще воли Божией, но являл ее в других поступках. Преподобный Кирилл Белозерский писал, что праведное исполнение мирского княжения в очах Божиих выше поста и молитвы. Такое послушание, заключающееся в самоотверженном княжеском служении, нес перед Богом благоверный князь Александр Ярославич Невский.

Одним из поступков, в котором открылась преданность святого Александра воле Божией, является его первая поездка в Орду. Он знал, что может там ожидать его смерть, но все же «не убоялся прийти к Батыеви, исполняя его повеление» (акафист, икос 7). Уповая на волю Божию, святой князь решительно отказался исполнить в ставке хана языческие обряды. Батый же, неожиданно, повелел не принуждать князя к их исполнению. Слова святого Александра: «царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться, ибо служу единому Богу, Его чту и Ему покланяюсь», – открывают в нем смирение в принятии воли Божией и решимость умереть за Христа. Именно то, что в сердце своем он готов оставить все временное ради Небесного.

Впоследствии, несколько раз отправлялся святой благоверный князь в Орду, чтобы давать ответ «о неразумных народа своего восстаниях» (акафист, икос 7). Но ведь мог бы и не ездить. Было бы вполне прилично герою встать во главе возмущенного народа, воодушевлять его на вооруженную борьбу с поработителями. Выступить на сражение против татар, погибнуть в бою, как князь Георгий Владимирский на реке Сити. Так по человеческому рассуждению, но не такова была воля Божия. Воля Божия состояла в том, чтобы смиряться и до времени покоряться монголам. Это позволило сберечь русский народ, а сохраненная православная вера позволила накапливать духовные силы для последующего освобождения. Несмотря на непонимание многими русскими людьми такой политики, на осуждения, упреки в трусости и оскорбления, святой благоверный князь Александр и в этом исполнил волю Божию.

Еще один очень показательный момент в жизни благоверного князя Александра Невского – это ответ на предложение военной помощи со стороны Римского папы в обмен на подчинение католической церкви. Казалось бы, могущественный римский первосвященник дает Руси верную возможность избавиться от ненавистного монгольского ига.

Западный мир переживал в то время свой подъем, был силен. Кажется, приняв предложение папы, Русь смогла бы противостать нашествию татар. Однако ценою предлагаемой помощи была измена святой вере Православной, и русский князь отвергает помощь Запада.

«В папском послании, – пишет Михаил Хитров, – говорится о чести властителя, о материальных выгодах, которые последовали бы за подчинением Риму – словом, послание отличается чисто практическим духом, смешением Небесного и земного, временного и вечного. Политика, земные расчеты решительно преобладают над интересами религиозными». Но даже в такой трудной для Руси политической ситуации святой благоверный князь Александр руководствуется не земными выгодами, но высшими духовными устремлениями. Об этом свидетельствует его ответ: «От Адама до потопа, и от потопа до разделения язык…, от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до Страсти и до Воскресения Его, … и до Первого Собора и до Седьмого Собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем». Хранение истины, заключенной в Православии, для него важнее и дороже земных выгод, предлагаемых католичеством в лице Римского папы. Ибо «не в силе Бог, а в правде».

То, что выбор святого благоверного князя Александра Невского был правильным, показали события Южной Руси и деятельность князя Даниила Галицкого, который сделал выбор в пользу Запада, подчинившись Римскому папе. Запад обманул его, не дав никакой помощи против татар. И, хотя князь Даниил впоследствии и разорвал отношения с римским папой, однако менее чем через сто лет вся его земля была наполнена католическими проповедниками и была надолго отторгнута от единства русской жизни.

Наконец, принятие монашеского пострига стало венцом постоянного, верного и разумного служения Богу святого князя Александра Неского. После всех дел, совершенных ради Бога, принятие схимы было «принесением всего себя в жертву чисту и богоугодну».

Поступающий в монастырь прежде всего должен приобучиться отсекать волю свою, поэтому на первых порах является в монастыре послушником. Принимающий монашеский постриг дает обет послушания игумену, чтобы получить исцеление поврежденной воли своей, вручить себя воле Божией, приобрести через послушание спасительную добродетель смирения. Таким образом, в житии, особенно же в самой святой личности благоверного князя Александра Невского, монашествующие современного поколения имеют замечательный пример отсечения своей воли ради исполнения святой воли Божией, смирения и любви ко Господу

Игумен Амфилохий (Понаморенко)