Евангелие и жизнь во Христе как непреходящие ценности человеческого бытия

По благословению Его Высокопреосвященства митрополита Омского и Таврического Владимира 20 ноября 2021 года в Свято-Никольском мужском монастыре прошла работа секции Епархиального Отдела по монастырям и монашеству «Евангелие и жизнь во Христе как непреходящие ценности человеческого бытия».

В работе секции приняли участие наместник и братия Свято-Никольского монастыря, сотрудники обители, директор бюджетного учреждения культуры Омской области «Музейно-выставочный комплекс «Моя история» кандидат исторических наук Ольга Анатольевна Безродная, историк и краевед Александр Матвеевич Лосунов, сотрудник Епархиального Отдела образования и катехизации Тамара Викторовна Похитайло, преподаватели и учащиеся Омской духовной семинарии, сестры Ачаирского монастыря Честного Креста Господня.

После молебна святителю Николаю Чудотворцу и приветственного слова к участникам секции с докладом выступил наместник монастыря игумен Амфилохий. В его докладе говорилось о пути богопознания, который открылся для человека благодаря Воплощению и Искуплению, совершенному Сыном Божиим. Путь богопознания пройденный святыми отцы, начинается с деятельного исполнения Евангелия, и через очищение сердца человеческого от страстей, через очищение ума в созерцательной жизни, этот путь приводит к высоким состояниям духовного совершенства, обожения человеческого естества.

Большой интерес вызвал доклад иерея Андрея Денисова «Проблема эволюции старчества: от монашеского института к старчеству в миру». Невозможно пройти путь к Богу без руководителя. Поэтому издревле в Церкви существует богоучрежденный институт старчества. Первоначально деятельность старцев, опытных руководителей в духовной жизни, больше проявлялась в монастырской жизни. Однако в трудные для Церкви времена, когда монашеская жизнь терпела разорение, как это было в XX веке в России, старцы совершали свое служение в миру, руководя в духовной молитвенной жизни преимущественно мирян. По каким признакам можно узнать истинного старца? Во-первых, по включенности его в святоотеческую традицию. Во-вторых, старец сам имеет личный опыт подвижнической жизни, через который обретает благодать Божию. Наконец, как и всякое церковное служение, старчество не самовольно принимается на себя, но есть особое призвание Божие.

Иерей Александр Фартушняк рассказывал как раз о примере такого братства в миру, которое организовал и окормлял пострадавший на Омской земле священномученик Серафим епископ Дмитровский.

Интересные исследования представили учащиеся семинарии. Ярослав Заславский, используя наглядный материал, рассказал о монастырях, основанных в период монголо-татарского ига; Григорий Авдеенко рассказал о миссионерском служении монастырей в конце XIX – начале. После второго доклада возник вопрос, насколько разные формы служения монастырей, как то, миссионерское, социальное, могут сочетаться с собственно монашеской жизнью. В ответ была высказана мысль, что разумное сочетание можно найти, важно, чтобы служения социальные не подменили собою собственно монашеского служения и не встали на его место.

Александр Матвеевич Лосунов сделал доклад о мужских монастырях, существовавших в Омской епархии на начало XX веков. Наиболее подробно он рассказал о Покровском мужском монастыре. Это был первый монастырь, образованный в молодой тогда Омской епархии, находился он на берегу Иртыша между поселениями Николаевка и Александровка.

В заключении заседания секции Ольга Анатольевна Безродная в своем докладе говорила о большом значении исторической памяти о русской монашеской традиции и о том, как сохраняется она в рамках проекта «Россия – моя история».

Работа секции завершилась чаепитием и экскурсией по Свято-Никольскому монастырю.