Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм. Греция, Афон, монастырь Хиландар, XIV в.

Полностью праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря по новому стилю, называется Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Такое именование сразу говорит о принадлежности торжества к числу богородичных праздников — дней церковного календаря, посвященных особенному прославлению Божией Матери.

В настоящее время Введение во храм Пресвятой Богородицы — второй двунадесятый (т.е. один из двенадцати главных) богородичный праздник церковного года (первый двунадесятый праздник после наступления новолетия — Рождество Пресвятой Богородицы). Хотя праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вошел в число двунадесятых лишь после XIV столетия, повсеместное распространение на православном Востоке он получил еще в IX веке. А первое письменное упоминание об этом торжестве относится к VIII веку (Синайское праздничное Евангелие 715 г.). Возможно, праздник Ведения во храм Пресвятой Богородицы берет истоки в эпоху правления святого Императора Юстиниана I, который возвел в 543 г. в Святой Земле грандиозную церковь, посвященную Приснодеве Марии. Местом для строительства были выбраны развалины знаменитого Иерусалимского храма — того самого, где несколько веков назад произошло таинственное событие Ведения.

Введение — это вход трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящение ее Богу во исполнение обета, данного родителями — святыми и праведными Иоакимом и Анной — по Ее рождении. В канонических новозаветных текстах мы не найдем упоминание этого события. Оно, также как и история Рождества Пресвятой Богородицы, известно из более поздних апокрифических текстов, в частности, греческого «Протоевангелия Иакова» и латинского Евангелия Псевдо-Матфея.

Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень высокой и крутой храмовой лестницы, самостоятельно — укрепляемая силой Божией — преодолела остальные четырнадцать ступеней. Чудо видел первосвященник. Согласно устному церковному преданию, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего единожды в год с очистительной жертвенной кровью.

С этого торжественного дня и до двенадцати лет, когда Она была обручена праведному Иосифу, Мария жила и служила при храме, проводя дни в молитве, изучении Священного Писания и рукоделии.

Духовный смысл праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в святоотеческой традиции тесно связан с темой христианского воспитания. И современные родители, трудящиеся над воспитанием детей в вере и благочестии, могут с особым упованием на помощь Божией Матери обратиться к Ней с молитвой в этот день.

Чтобы праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы стал семейным торжеством, об этом следует позаботиться заранее:

* Сделать обучение Закону Божию не обязанностью учителя воскресной школы, а общесемейным делом, для чего самостоятельно прочитать о наступающем празднике и рассказать о нем детям с учетом их возраста.

Даже маленьким христианам может быть интересно послушать древнейший рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы: «Шли месяцы за месяцами, и исполнилось Ребенку (Марии) два года. И сказал Иоаким: “Отведем Ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года Ее, чтобы Ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля».

Прекрасная замена обычной сказке на ночь!

* Попросить детей подметить отличительную черту праздничного богослужения, а если они еще начинающие прихожане, самим обратить внимание на богородичные — голубые — облачения. Дети сами заметят, что стали другого цвета покрывала на аналоях, салфетки, тканная закладка в большом напрестольном Евангелии.

* Если есть возможность, нарядить детей в синюю или голубую одежду, женской половине семьи подобрать платки в тон.

* Еще дома подготовить листочки с праздничным тропарем для общецерковного пения и сделать перевод с церковнославянского на русский язык.

Днесь благоволения Божия предображе́ние и человеков спасения пропове́дание; в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает.

Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зижди́телева исполнение.

Сегодня предзнаменование Божьего благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы громко воскликнем: радуйся осуществление промышления о нас Создателя.

Или для младших деток:

Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу: радуйся, Ты даешь нам милость Божию.

* Со старшими школьниками можно перед службой прочесть и обсудить некоторые сложные для восприятия на слух тексты Священного Писания Ветхого Завета, которые будут звучать на вечерне. К примеру, три паремии: фрагменты из книги Исход (40:1-5,9-10,16,34-35), 3-й книги Царств (7:51; 8:1,3-7,9-11) и книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1-4).

* В иконостасе храма  есть праздничный ряд икон, можно перед богослужением попросить детей найти в нем икону «Введения во храм » и заодно постараться узнать другие иконы этого ряда. Обычно они идут в такой последовательности: «Рождество Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста».

Дома это можно дополнить внимательным неспешным рассматриванием репродукций икон, гравюр, живописных полотен, посвященных этому священному событию. Даже если нет под рукой альбомов по искусству, легко найти нужные изображения в любой поисковой системе. Детям будет интересно искать на изображениях Младенца Марию, Ее родителей и других участников праздника.

* Может быть, те из детей, у кого есть художественные способности, захотят что-то нарисовать на тему праздника или придумать стихотворение, сделать таким образом свой, личный подарок трехлетней Малышке — будущей Матери Спасителя.