Преполовение Пятидесятницы

На иконе «Преполовение» часто изображается двенадцатилетний отрок Иисус, поучающий старцев. Фреска Фаворского монастыря

В 2018 году 8 апреля — самый радостный день православного календаря. Особенное Пасхальное ликование, предощущение Вечного Божьего Царства длится множество дней. Не только на Светлой седмице, а вплоть до отдания Пасхи (накануне сорокового дня после Воскресения Христова, в нынешнем году — 12 июня) во всех храмах вместо гимна «Царю Небесный» хор поет «Христос воскресе из мертвых…», священнослужители носят красные облачения, а верующие приветствуют братьев и сестер во Христе торжественным исповеданием «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»

Светлое Христово Воскресение не отменяет другие праздники до отдания Пасхи, а наполняет их сугубой радостью. Так, во второе воскресенье по Пасхе, называемое Фоминой неделей, начинается седмица, на вторник которой в русской церковной традиции (Россия, Украина, Беларусь, часть Польши) всегда приходится Радоница — день поминовения усопших, когда заупокойные молитвы соединяются с пасхальными текстами. Этот праздник наполняет сердца верующих не тоской об умерших близких, а надеждой на грядущее всеобщее воскресение. К сожалению, он отсутствует в практике других Православных Церквей. Следующий праздник, в третье воскресенье по Пасхе, — Неделя святых жен-мироносиц, когда прославляется женское служение в Церкви, семье и обществе.

Четвертое воскресенье — Неделя о расслабленном. Мы вспоминаем в этот день об исцелении Христом парализованного человека, тридцать восемь лет ждавшего возможности погрузиться в чудодейственные воды иерусалимской купальни Вифезда. Спаситель излечил расслабленного во второй год Своей проповеди во время иудейской пятидесятницы. А сейчас на среду четвертой седмицы выпадает Преполовение Новозаветной Пятидесятницы. Название «Преполовение» означает «через половину», поскольку этот праздник отмечается на двадцать пятый день от Воскресения Христова — на «полпути» от Пасхи до Сошествия Святого Духа на апостолов.

Преполовение соединяет два великих христианских торжества, поэтому богослужение в этот день всегда совершается по праздничному чину, включающему малое освящение воды в воспоминание о живой воде Святого Духа. О ней Иисус Христос проповедовал в Иерусалимском храме в преполовение ветхозаветного праздника Кущей.

О таинственной воде, под которой разумеются благодатные дары Святого Духа, идет речь в тропаре Преполовения Пятидесятницы: «Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». На русский язык его можно перевести так: «На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». / Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!».

Служба совершается по Цветной Триоди. Празднование длится восемь дней, отдание Преполовения Пятидесятницы — в среду пятой седмицы после Недели о самаряныне (женщине-самарянке, которая встретила Христа у колодца).

Поскольку в евангельском зачале, читаемом в Неделю о расслабленном, упоминается, что «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью», в некоторых тропарях канона Преполовения Пятидесятницы прославляется предводитель всего Небесного воинства — святой Архистратиг Михаил.

По милости Божией, мы достигли самой средины св. Пятидесятницы. Ныне как бы полдень светоносных праздников Господних, начавшихся утром преславнаго Воскресения Христова и кончающихся в вечер св. Пятидесятницы. Нас со всех сторон окружает безпредельное море света и благодати Божией. Живоносныя волны сего света и благодати бьют на нас отвсюду, – в церковных службах, песнопениях и таинствах. И многие из христиан, без сомнения, с наслаждением упиваются от тука Дома Божия. Но вероятно есть и такие между нами жалкие христиане, которые, среди самаго моря благодатнаго, томятся жаждою. Сердобольная мать наша, св. Церковь, всегда заботящаяся о нашем спасении, предвидела такое печальное положение, и вот вложила в уста наши помянутую молитву: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами…»

Умилительная молитва сия имеет сходство с трогательною молитвою, которую мы слышали в неделю о разслабленном. Да и самыя Евангельския события – тогдашния и нынешния – подобны одно другому. Там Господь вопрошал: «Хощеши ли здрав быть?» – и даровал исцеление; здесь торжественно взывает: «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет»… и говорит сие о даровании Духа Святаго. Там и здесь Спаситель наш ясно показал и доказал Свое Божественное достоинство, власть и силу.

Итак, с живою верою и крепким упованием пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, – говорит один из учителей нашей Церкви, – только бы то не противно было духу Господа, – непременно найдете удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу; ибо Он есть единственный свет, просвещающий всякаго человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестнаго жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечнаго, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать им единым. Сила кому нужна, – у Него всякая сила. Слава ли, – у Него слава премирная. Свобода ли, – Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага; а главное – Он дарует нам Духа Святаго и уровняет путь нашей жизни духовной.

Святитель Иустин (Полянский)