Антипасха. Фомина неделя

Антипасха. Фрагмент фрески «Уверение апостола Фомы »
Фрагмент фрески «Уверение апостола Фомы »

Восьмой день после Светлого Христова Воскресения носит необычное название «Антипасха». В буквальном переводе с греческого языка ἀντίπασχα — то, что вместо или напротив Пасхи. В данном случае префикс «анти» обозначает не противопоставление, а последующее событие, обращенное к прошедшему празднику, в некотором смысле повторение его.

В церковном календаре эти два воскресных дня расположены как бы «напротив» друг друга, как начало и окончание самого большого христианского празднества, намеренно не включенного в число основных двенадцати.

Поскольку верующие вспоминают в это воскресенье явление воскресшего Господа и Спасителя Иисуса Христа ученикам и Его встречу с апостолом Фомой, другое название торжества — Неделя святого Фомы, или Фомина неделя (кстати, именно торжества, потому что богослужение совершается по чину двунадесятого праздника).

На Божественной литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 20:19-29), в котором повествуется об уверении апостола Фомы. Он отсутствовал, когда Христос предстал перед учениками вечером первого дня Своего воскресения. Услышав радостную весть, Фома заявил, что поверит в Воскресение лишь, когда сам увидит и дотронется до ран, нанесенных Спасителю во время крестных страданий. Так и произошло спустя восемь дней. Уверившись, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» На это исповедание Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие!».

Также Антипасха именуется Новой неделей. Воскресение Христово и Светлая седмица дают нам образы Вечности, а воскресенье, завершающее основной цикл Пасхального празднования, предстает как первый день обновленного Христом земного мира.

Святитель Григорий Богослов писал: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодения. Но разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения».

Антипасха — это отдание Светлой седмицы, но еще не отдание Пасхи, т.е. не завершающий день воспоминания о празднике. В текущем году до 16 мая все службы по-прежнему будут начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав

Красная горка — народное название, связанное с пробуждением природы и началом радостных гуляний после зимы и долгого поста. Первыми освобождались от снега и покрывались свежей травой пригорки, где и встречалась молодежь.

В древности это был языческий праздник восточных славян, отмечавший приход весны и зарождение новой жизни. Постепенно с распространением христианства Красная Горка соединилась с Фоминой неделей.

На Руси седмица Антипасхи — горячая пора сватовства и свадеб. И в наши дни, начиная с Недели о Фоме, согласно церковному уставу, впервые после недели Мясопустной (масленицы) возобновляется совершение Таинства Венчания.

В богословской литературе, например, трудах блаженного Августина второе воскресение после Пасхи названо Dominica in Albis — День Господень в белых одеждах. Изначально те, кто готовился к принятию Таинства Святого Крещения (т.е. оглашенные, или по-гречески катехумены), в течение Великого поста слушали специальные поучения о христианской вере (катихизис), а накануне ночного пасхального богослужения становились членами Церкви Христовой.

Чтобы подчеркнуть духовную чистоту неофитов, их облачали в белые крещальные одежды (на латыни — альбы), которые дозволялось носить все дни Светлой седмицы. На восьмой день епископ произносил над новокрещеными слова молитвы и благословения, после чего нарядные белые облачения снимались и помещались в церковную ризницу, а христиане переодевались в свое повседневное платье. Однако, как отмечал блаженный Августин: «Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».