Вознесение Господне

Вознесение Господне
Вознесение Господне. Фрагмент фрески

В четверг шестой седмицы по Пасхе Православная Церковь празднует Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В течение сорока дней Господь являлся апостолам и возвещал им о Царствии Божием. Он повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима, но, пребывая там, ожидать пришествия Всесвятого Духа. Оставаться же в Иерусалиме повелел для того, чтобы проповедь благовестия сперва утвердилась во святом граде, а еще потому что апостолам, как неким воинам надлежало запастись здесь оружием Духа и после уже выйти на проповедь о воскресшем Христе.

Когда настало время Вознесения, Господь Иисус Христос возвел апостолов на Масличную гору и беседовал с ними о предстоящей им всемирной проповеди по всем концам земли и про нескончаемое Его Царство в будущем. Наконец, Господь стал благословлять учеников, и так, благословляя, на глазах их стал возноситься на небо. Апостолы с удивлением взирали на небо, когда явились им «два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10-11). Тогда апостолы возвратились с Масличной горы, поднялись в горницу, где и пребывали, посвящая все время посту, молитве и молениям и ожидая, согласно обетованию, пришествия Святого Духа (см.: Деян.1,14). Так повествуют о Вознесении Господа Иисуса Христа Евангелие и богослужебные книги.

«С молодых лет я любил думать: Господь вознесся на небо и нас ждет к Себе, – пишет русский подвижник на Афоне преподобный Силуан, – но, чтобы быть с Господом, надо быть подобно Ему или подобно детям – смиренным и кротким, и служить Ему; тогда по слову Господа: «Где Я, там и слуга Мой будет», и мы будем с Ним в Царствии Небесном».

В этих простых словах преподобного Силуана Афонского выражено главное содержание праздника Вознесения: «Господь вознесся на небо и нас ждет к Себе». Сын Божий Страданиями искупил грех падшего человека, избавил нас от вечной смерти, воскресил из мертвых и вознес на Небо. Господь желает всех привлечь к Себе, но для того, чтобы войти в Царствие Небесное необходимо потрудиться и самому человеку. Нужно послужить Господу и приобрести добродетели, из которых святой отец наиболее выделяет кротость и смирение.

Из слов преподобного Силуана также видно, что праздник Вознесения Господа Иисуса Христа был любим в русском народе. Любовь эта была ключом к глубокому пониманию значимости этого события для личного спасения каждого человека. «О, кто бы пропел мне песнь, – пишет святой отец, – которую я люблю с молодых лет, о том, как Господь вознесся на небо, и как много Он нас любит, и как желанно ждет к Себе. Эту песнь я слушал бы со слезами…».

Преподобный Силуан происходил из простой русской крестьянской семьи и удивительно, что люди из простого народа так ясно могли постигать глубокие богословские истины. Как им это удавалось? Ответ на этот вопрос кроется в том,

что жизнь благочестивых русских людей до революции была глубоко укоренена в благодатной литургической жизни Церкви. Через участие в богослужениях они приобретали глубокие и точные познания о вере.

Поздравляя с праздником Вознесения Господня, хочется пожелать всем нам чаще посещать богослужения, включаться в благодатную церковную жизнь, которая способна очистить сердце человека от плевелов страстей и, насадив в нем семена истинного благочестия, тем самым уже здесь на земле приблизить человека к Богу.

Иеромонах Амфилохий (Понаморенко)