Неделя жен-мироносиц

Неделя жен-мироносиц
Жены-мироносицы у Гроба Господня

В Православном календаре Неделей жен-мироносиц именуется третье воскресенье после Пасхи (третье, поскольку принято учитывать само пасхальное воскресенье, т.е. через две недели после него).

Каждый воскресный день Церковь посвящает воспоминанию Воскресения Христова, а в это воскресенье особо чтит женщин, которые первыми восприняли и передали другим самую Радостную Весть (так переводится с греческого слово Евангелие) на свете — о том, что Христос Воскрес.

Они, по свидетельству евангелистов, ранним утром собрались возле погребальной пещеры, где после Распятия положили тело Иисуса. Это произошло по завершении субботнего покоя, когда начался первый день недели, уже много столетий называемый нами воскресеньем по главному событию человеческой истории.

Последовательницы Христа пришли, чтобы оплакать Его и совершить, согласно иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и миром (поэтому они мироносицы). Натирание мертвого тела специальными ароматическими смесями входило в традиционный погребальный обряд. Это было необходимо, чтобы хотя бы на недолгий срок замедлить процесс разложения и убрать тлетворный запах (помните, как Марфа, сестра умершего Ларзаря, друга Христова, говорит Ему: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе»).

Однако в тот великий день традиционное помазание миром не состоялось: камень был отвален, а гроб — пуст! Ангел Господень возвестил пришедшим, что Христос Воскрес, а Сам Спаситель благословил их как первых благовестниц (таким образом мироносицы послужили апостолами для самих апостолов).

«Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела / на камени седяща, / и той провещав им, / сице глаголаше: / что ищете Живаго с мертвыми; / что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше, проповедите учеником Его. /…/ О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь, / яко от чертога / возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом» (Стихиры Пасхи).

Кто же были эти женщины? Это те христианки, которые в дни земной жизни Иисуса служили Ему, в том числе и «имением своим» (Лк. 8:2-3). В страшные часы Распятия Христа женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк. 23:49), были на Голгофе и смотрели издали (Мф. 27:55-56; Мк. 15:40-41; Лк. 23:49; Ин. 19:24-27). Рядом с Крестом Иисуса стояли «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с апостолом Иоанном Богословом (Ин. 19:25). После смерти Христа некоторые женщины принимали участие в Его погребении поблизости от места казни (Мф. 27:59-61; Мк. 15:46-47; Лк. 23:53-55).

Ради справедливости отметим, что помимо жен-мироносиц, в третье воскресенье после Пасхи празднуется память святых Иосифа Аримафейского и Никодима. О них мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:38-42).

Кто именно из женщин удостоился великой чести впервые засвидетельствовать Воскресение Христово, мы точно не знаем. В Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария». В Евангелии от Марка перечислены Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия. В Евангелии от Луки самый большой список: «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними». Евангелист Иоанн, как и синоптики, пишет о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, уточняя, что в то утро она дважды приходила ко гробу (Ин. 20:1-2, 11-18).

У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть — не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые тоже не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с крестом своего Учителя и Спасителя.

Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, к нашей Церкви, сыграл особую роль в сохранении веры православной в нашем народе. Не боясь никаких последствий, женщины-мироносицы тайно крестили своих детей, учили их творить крестное знамение, христосовались с ними на Пасху, готовили куличи, пасхи, красили яйца. А когда дети спрашивали, что это такое, женщины преподавали им первые уроки христианской катехизации. Своим жизненным примером они помогали утверждать в детях высокую мораль, подлинную христианскую нравственность, и эта христианская нравственность часто преломлялась в жизни людей, которые уже не отождествляли себя прямо и открыто с христианством, но жили по заповедям Божиим — через своих матерей и бабушек, воспринявших великие Христовы истины.

Мы знаем, что и в страшные годы общенациональных испытаний, тяжелейшим из которых была Великая Отечественная война, именно этот дух, может быть, невидимо, но реально связанный с верой во Христа, помог нашему народу обрести силу, способную сокрушить самого страшного врага. Когда люди шли в атаку, они не думали ни о каких идеологиях, ни о каких партийных уставах, — они шли, потому что считали, что только так и можно поступить, а иначе нельзя. А почему нельзя? Многие из них не договаривали, что иначе — грех, потому что не знали, что такое грех, но так глубоко в сердце были христианские идеалы, что они поднимали людей в атаку. И сколь многие из них не вернулись с поля брани! А когда и в мирное время было трудно, наш народ оказывался способным совершать подвиг — опять-таки, соотнося этот подвиг не с идеологией, а с внутренним душевным состоянием, с готовностью ехать в дальние края — строить, созидать, помогать. Поэтому сегодня, вспоминая память святых жен-мироносиц, мы должны поклониться нашим женам-мироносицам, сохранившим веру православную в нашем народе.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл