Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября отмечается один из двунадесятых праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это всегда постный день в церковном календаре, исключающий вкушение не только мясных и молочных продуктов, но и рыбы. Праздник принадлежит к числу Господских. Главное в нём – Крест, который является основой нашего спасения. Почему же именно Воздвижение Креста имеет такое большое значение для современного христианина?

В празднике Воздвижения Креста Господня соединились сразу два события: обретение Креста в Иерусалиме в 326 году и возвращение Креста из персидского плена в VII в. Сам праздник появился сразу же после событий, которые подробно описывали многие историки того времени – Феодорит, Евсевий.

В 326 году император Константин Великий, покровительствовавший христианам, захотел отыскать Крест, на котором был распят Христос. В своих военных походах он неоднократно ощущал помощь Господа и хотел воздать поклониться Кресту Господню. Его стремление найти святыню полностью разделяла мать – царица Елена, они отправились в Иерусалим. До этого многие римские правители-язычники делали всё, чтобы уничтожить Крест и всё, что связано со Иисусом Христом.

Раскопки начались вблизи Голгофы – места казни Спасителя, там были обнаружены гвозди, дощечка, которая была прибита над головой Иисуса, было три креста – на них были распяты Христос и два разбойника. К Господнему Кресту прикоснулся болящий человек и сразу же исцелился, Константин и Елена сразу же поклонились этому Кресту. Константинопольский патриарх Макарий поместил Крест на возвышение, т.е. «воздвиг», чтобы всем было его видно, потому и праздник стали называть «Воздвижение Креста», а верующие стали поклоняться главной христианской святыне.

Обретение Креста в IV в. произошло накануне Пасхи, поэтому изначально датой празднования был выбран второй день после праздника Христова Воскресения. 13 сентября (по старому стилю) в 335 году в Иерусалиме был освящён храм Воскресения Христова, этот день был посвящён празднику обновления. На освящении храма епископы, прибывшие из разных концов Римской империи, поведали собравшимся об установлении нового праздника – Воздвижение Креста Господня, который и стал отмечаться 27 сентября (по новому стилю, 14 сентября – по старому стилю).

Существует ещё две версии обретения Креста Господня: согласно первой, Крест был найден ещё в I в. Протоникой – супругой императора Клавдия I, а потом надёжно спрятан до IV в. Вторая версия гласит, что царица Елена интересовалась местом пребывания Креста у иерусалимских иудеев, но они не хотели говорить. Только престарелый Иуда указал на храм Венеры, разрушив который, и обнаружили Крест Господень. После этого Иуда принял христианство и стал епископом Иерусалима по имени Кириак.

В 614 году Иерусалим подвергся нападению персов, был разграблен, Древо Животворящего Креста Господня было унесено в Персию. Только в 628 году после победы греческого императора Ираклия над персами и заключения мира Крест вернулся в Иерусалим. Его таким же образом, как и за три века до этого, воздвигли перед народом,

люди радовались возможности поклониться великой святыне. Неизвестно, что дальше произошло с Крестом, есть версия, что его поделили на части, которые оказались в разных местах по всему миру. Сейчас одна из самых больших частей Креста находится в алтаре храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Богослужение праздника очень важно: оно никогда не соединяется с другими службами, облачения священников в этот день фиолетовые, Евангелие всегда читается в алтаре. В конце всенощного бдения на середину храма выносится Крест для поклонения верующими, которые поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твоё славим». У праздника Воздвижения 1 день предпразднства и 7 дней попразднства, 4 октября – отдание праздника, когда Крест уносят обратно в алтарь.

Во время службы читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, имеющие глубокий смысл: первая паремия повествует о том, что «кого любит Господь, того наказывает» (Книга Притчей Соломоновых 3:12). Во второй паремии содержится призыв не пренебрегать наказаниями от Господа, сюда относятся болезни, скорби, потери. Нельзя впадать в уныние от них, нужно стараться снискать мудрость во всём. «Мудрость – древо жизни для тех, которые приобретают её» (Книга Притчей Соломоновых 3:18). Древо – это Крест, на котором был распят Христос, что показало Его безмерную любовь к каждому человеку.

Находясь на Кресте, Иисус Христос претерпел чудовищные нравственные и физические страдания, это было трагедией для христиан. Но без этого не было чуда Воскресения, которое открыло путь к вечной жизни для православных людей. В праздничном кондаке Крест называется «орудием мира», которое помогает выстоять во всех трудностях и искушениях, если сохранять верность Богу и верить в его всемогущество и милость ко всем.