Святые апостолы Петр и Павел

Первоверховные апостолы Петр и Павел. Фрагмент фрески

Кого называют апостолами и все ли апостолы — святые?

Слово «апостол» пришло в русский язык из греческого, где ἀπόστολος означает «посланник, вестник». В древности так обобщенно именовали участников морской экспедиции или колонистов (примеры можно найти в античной литературе). Геродот и Иосиф Флавий называли этим словом конкретное описываемое ими должностное лицо.

В религиозных традициях — как иудейской, так и греческой — нет очевидного прототипа христианских апостолов. Это новозаветный институт; служение, установленное Самим Господом Иисусом Христом ради созидания Церкви (Еф. 2:20).

Обычно под апостолами подразумеваются ближайшие ученики Спасителя (сперва их было двенадцать, затем прибавилось еще семьдесят), которых Он избрал, научил и послал на всемирную проповедь Евангелия.

До конца второго века о любых странствующих проповедниках Благой вести говорили как об апостолах (см., например, одиннадцатую главу известного памятника раннехристианской письменности «Учение двенадцати апостолов» — «Дидахе»).

В наши дни апостолы — один из ликов святости, принятых в Православной Церкви.

Почему апостолы Петр и Павел — Первоверховные?

Первоверховными их назвали за духовный авторитет, неустанную проповедь веры, мужественное претерпевание страданий. Во Втором послании к Коринфянам святого апостола Павла мы находим его собственное красноречивое признание; сравнивая себя с другими апостолами, он писал: «Христовы служители? (в безумии говорю): я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:23-29)

Фарисей Савл (Павел) был гонителем христиан, как же он стал апостолом?

Павел, как и каждый апостол, был призван Самим Богом.

Это произошло спустя несколько лет после Воскресения и Вознесения Господня (Деян. 9:22-26). К Павлу в полной мере относятся слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16). Для апостола было чрезвычайно важным, что его служение устроилось «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал. 1:1).

Павел осознал, что чудесное призвание, прозвучавшее по дороге в Дамаск, не было случайностью. Именно к апостольским трудам Павел был предназначен еще «от утробы матери» (Гал. 1:5). Однако для других это было не столь очевидным, поэтому Павел неоднократно писал о законности своей проповеди: «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор. 9:1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор. 11:5) и т.д.

Прежде чем пуститься в первое миссионерское путешествие, Павел проповедовал в Дамаске и Аравии, был одним из основателей Антиохийской Церкви, где получил прямое указание Святого Духа на свое избранничество (Деян. 13:2). В течение нескольких лет после чуда в Дамаске «Савл более и более укреплялся» (Деян. 9:22), далеко не сразу Евангелист называет его «апостолом» (Деян. 14:4). Зато потом трудами апостола Павла христианское благовестие прозвучало «от Иерусалима до Иллирика» (Рим. 15:19).

Себя Павел считал «апостолом язычников» (Рим. 11:13). Он дал определение апостола как «соработника Христу» (1 Кор. 3:9), «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1 Кор. 4:1). Духовные дарования позволили Павлу свидетельствовать о себе: «…Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Почему Церковь установила праздник в честь апостолов Петра и Павла в один день?

29 июня по старому или 12 июля по новому стилю — общий день рождения Первоверховных апостолов. День рождения в Вечность с Богом. День их мученической кончины. В некоторых источниках указывается, что апостолы Петр и Павел погибли в один и тот же день в 67 году, в период царствования императора Нерона, в некоторых — что казни были совершены с разницей ровно в один год.

Апостолов арестовывали, подвергали побоям, сажали в тюрьму. Им не раз была предсказана мученическая смерть. Петр писал: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою [тело], как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1:14).

Апостола Петра по его собственной просьбе прибили к кресту вниз головой, поскольку он считал себя недостойным быть распятым так же, как Спаситель. Павел был казнен за евангельскую проповедь иначе: поскольку он от рождения был римским гражданином, а не рабом, апостола не распяли, а отсекли ему голову мечом.

День Петра и Павла — непереходящий праздник, то есть его дата в православном календаре фиксирована.

Установление празднования также связано с днем перенесения мощей Первоверховных апостолов в Риме — 12 июля 258 года. Первые храмы в честь Петра и Павла были воздвигнуты в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, при императоре Константине в 324 году. С этого времени специальное богослужение в честь главных благовестников Христовых постепенно стало одним из самых торжественных церковных праздников.

А на Руси отмечали день Петра и Павла?

Да. Согласно церковному Преданию, первая икона святых апостолов Петра и Павла появилась на славянской земле вскоре после Крещения Руси. Ее привез из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Позднее святыня была передана в дар Новгородскому Софийскому собору, где и сейчас можно увидеть фрески с изображением апостола Петра, написанные в XI веке.

В 1185 году в Новгороде был построен первый на Руси монастырь в честь Первоверховных апостолов, чьи имена до сих пор очень распространены среди христиан и чьи образы всегда можно найти в иконостасе православных храмов.

Какова иконография праздника святых апостолов Петра и Павла?

Иконографическое изображение Первоверховных апостолов символизирует создание Новозаветной Церкви. Чтобы подчеркнуть этот сюжет, фронтальная композиция с XVI века заменяется двумя фигурами, развернутыми друг к другу.

Апостола Петра иконописцы часто пишут со свитком и ключом в левой руке, памятуя слова Христа: «…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19).

В руках апостола Павла обычно изображается книга Священного Писания. Он был единственным из апостолов, кто постоянно отправлял послания своим духовным чадам. Всего в Новом Завете, помимо его писем, лишь тринадцать книг, включая Евангелия.

Возможно, он является автором не всех четырнадцати текстов, входящих в канон под его именем. К примеру, Послание к Евреям стилистически и содержательно не походит на другие его эпистолы, однако любой текст, традиционно приписываемый апостолу, отражает характерное для него восприятие Бога и человека.