Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господне
Преображение Господне. Икона

Одним из важных праздников в ряду двунадесятых является Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается ежегодно 19 августа (6 августа по церковному календарю). Праздник Преображения имеет один день предпразднества и семь дней попразднества, он всегда выпадает на Успенский пост.

Это второй праздник в августе, который посвящен Господу Иисусу Христу. Первый, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, по церковному календарю приходится на первый день августа и совершается вместе с Изнесением честных древ Животворящего Креста Господня. Третий праздник Спасителю, в воспоминание Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, совершается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

В народе эти праздники именуют Спасами. При этом первый Спас называют медовым, третий – хлебным, или ореховым. По традиции, идущей еще из Ветхого Завета, в эти дни люди благодарят Господа за дары нового урожая и приносят плоды для освящения в храм. Праздник Преображения называют Яблочным Спасом. Однако, вернемся к главному его содержанию.

На греческом языке «преображение» звучит как «метаморфосис», что означает «подвергаться превращению», «преображаться». Об этом важнейшем событии земной жизни Иисуса Христа повествуют святые Евангелисты Матфей, Марк и Лука. Господь хотел подготовить своих учеников к предстоящим Ему Крестным страданиям, чтобы они, как поется в кондаке праздника, когда увидят Его распинаемым, смогли уразуметь, что Страдание это вольное и затем проповедовали всему миру, что Христос есть «воистину Отчее сияние».

Незадолго до этого события, Господь вопрошал Своих учеников: за кого почитают Меня люди? Они отвечали, что некоторые почитают Его за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Господь спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос (см.: Мк.8: 27-29).

Тогда Господь, имея ввиду утвердить своих учеников в истине, исповеданной Петром, что Он есть истинно Помазанник Божий, сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). И через шесть дней после произнесения этих слов Господь Иисус Христос, взяв с Собою апостолов Петра, Иакова и Иоанна, взошёл на гору помолиться, и «когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:29). При этом сияющему Божественным светом Господу Иисусу Христу предстали пророки Моисей и Илия, «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Так апостолы опытно познали, что Иисус Христос не есть ни Илия, ни один из древних пророков, но что Он есть Господь и Бог пророков.

Апостол Пётр сказал Господу Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Кущами Писание называет палатки, шалаши. Слова же апостола Петра показывают, что он почувствовал такую благодать, что уже не хотел возвращаться к земному. Затем гору приосенило облако «и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мк.9:7). «В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф. 17, 5), – пишет святитель Феофан Затворник. – Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть»

Преображение на горе Фавор было подтверждением Божественного достоинства Христа, Он приоткрыл ученикам «завесу» плоти Своей и показал им живущего в Нем Бога. В этом апостолы убедились лично и впоследствии свидетельствовали: «мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу» (2Пет.1:16-17).

«Преображение  Господа на Фаворе – это образ преображения души, пошедшей за Христом, – пишет священномученик Григорий Лебедев. – Как на Христовом пути были не только терния Креста, но была и слава Фавора, так и на пути души, взявшей Крест, будет свой Фавор и сладость Фаворского Света. Когда Божественный Свет осияет душу, она, вся воспламененная огнем Божества, сама загорится ярче солнца, и либо как зеркало души засияет пленительным Божиим Светом. И Божие Слово добавляет, что это озарение телесной природы вовсе не является результатом каких-то земных причин, каких-то законов органической и неорганической жизни, но есть сверхземное явление».

Главная цель праздника Преображения Господня – донести до каждого православного христианина, что изменить себя и приблизиться к свету Христа, может каждый православный человек. Более того, Господь призывает нас быть участниками его Божественного Света, приобщиться Его благодати. Желая исполнения этого на нас, Церковь поет в праздничном тропаре: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»