Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господне
Преображение Господне. Икона

Одним из важных праздников в ряду двунадесятых является праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается ежегодно 19 августа, он относится к Господским праздникам. Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, он всегда выпадает на Успенский пост, в этот день, по Уставу, разрешается употреблять в пищу рыбу.

Второе название этого дня — Яблочный Спас, это второй Спас – праздник, посвящённый Господу Иисусу Христу, всего их в августе три – Медовый, Яблочный, Ореховый (Хлебный). В эти дни освящаются соответствующие продукты нового урожая. Многие православные люди за этой внешней стороной забывают об основной составляющей праздника Преображения.

На греческом языке «преображение» звучит как «метаморфосис», что похоже на русское слово «метаморфоза» — перемена. Этот праздник тесно с событиями земной жизни Иисуса Христа, поэтому о нём повествуют все евангелисты, кроме Иоанна Богослова. Господь хотел подготовить своих ближайших учеников – Петра, Иоанна, Иакова к Своим Крестным страданиям, смерти и Воскресению. Только избранные понимали миссию Христа – «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1).

Через 6 дней после произнесения этих слов Иисус взошёл на гору помолиться, «когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:29), поэтому священники на праздничную службу Преображения Господня облачаются в белые одеяния. Названия горы нет, но как ясно из описания, речь идёт о горе Фавор, имеющей высоту около 600 м, она находится недалеко от Назарета. Сейчас на Фаворе действуют православный и католический монастыри.

Христу и его спутникам предстали пророки Моисей и Илия, «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Тот же евангелист Лука, в отличие от других евангелистов, пишет, что апостолы спали, не время им было ещё знать о дальнейшем пути Спасителя.

Существует несколько объяснений, почему на Фаворе появились Моисей и Илия. Наибольшее число богословов, в числе которых святитель Кирилл Александрийский, придерживаются мнения, что Моисей символизирует смерть, а Илия, взятый живым на небо – жизнь. У Иисуса есть одновременно власть над жизнью и смертью. Также Моисей и Илия олицетворяли для апостолов ветхозаветную святость. На Фаворе произошла встреча Ветхого и Нового Завета, к которому относились апостолы.

Апостол Пётр сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Под кущами здесь понимаются палатки, шалаши, Пётр почувствовал такую благодать, что не захотел возвращаться к земному, но «явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мк.9:7).

Это было подтверждением Божественного достоинства Христа и двух Его природ, в чём апостолы могли убедиться лично: «мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу» (2Пет.1:16-17). Святитель Иоанн Дамаскин полагал, что явившееся облако символизировало Святой Дух – Третье Лицо Пресвятой Троицы, апостолы уверились в Троичности Бога.

О природе света, просиявшего на Фаворе, велись многочисленные споры. Много писал о нём святитель Григорий Палама, утверждавший, что это духовный Свет, у которого особая природа – сам Господь, познать этот Свет человек может лишь частично. По этой причине Господь не велел апостолам никому рассказывать о произошедшем на Фаворе.

Праздник Преображения Господня имеет ярко выраженную миссионерскую направленность. Изначально праздник появился в V-VI вв. в Малой Азии взамен почитания языческих богов, он отмечался спустя пять недель после Пасхи. Дата 19 августа была взята за основу праздника в Константинополе на рубеже IX-X вв., хотя по евангельской хронологии праздник должен отмечаться во время Великого Поста. Но связь его с Крестными страданиями Христа очевидна – через 40 дней отмечается праздник Воздвижения Креста Господня.

Яблочный Спас — второе наименование праздника Преображения, после литургии освящаются яблоки и другие плоды, которые прихожане приносят в храм, читается специальная молитва. В Греции – колыбели православия принято освящать виноград, существует «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа», т.е. 19 августа по новому стилю. В России самыми распространёнными плодами, растущими повсеместно и выдерживающими даже суровый климат, являются яблоки.

Главная цель праздника Преображения Господня – донести до каждого православного христианина, что изменить себя и приблизиться к свету Христа, может каждый православный человек. Как поётся в праздничном тропаре «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показывай учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы».