Крещение Господне

Крещение Господне
Крещение Господне.Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г

Многие люди, даже посещающие храм не один год, воспринимают праздник Крещения исключительно как день освящения воды в храме, но всё намного глубже, чем кажется на первый взгляд. С самой крещенской водой также связано немало заблуждений.

Вода – субстанция, необходимая для нормальной работы всех систем, без неё человек может прожить всего несколько дней. Его тело на 75% состоит из воды, из чего видно, что она – важнейшая составляющая организма. Зарождение жизни на земле также тесно связано с водой.

Из Бытия известно, что вода была создана во второй день творения, сначала всё было водой. «Громадная масса первозданного водянистого вещества распалась по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров. Пространство между шарами стало твердью. Вода над твердью – это новосозданные водянистые шары. Вода под твердью – это наша планета-земля. Всё это носило название воды потому, что во второй день творения ещё не получило прочного устройства и крепких форм»

С. Слободской «Закон Божий»

Изначально вся вода была чистой, но человеческие грехи загрязнили её, она стала нуждаться в очищении, так и человеку требуется очищение не только телесное, но и духовное. В современном мире большее внимание уделяется телесному – считается, что погружение в прорубь 19 января, когда отмечается Крещение Господне, дарует избавление от грехов.

Но это заблуждение: избавление от грехов происходит в Таинстве Крещения, когда человек становится христианином. Дважды креститься нельзя, но есть так называемое «второе крещение» — Таинство Исповеди, к которому православные люди могут прибегать до конца свой жизни. В праздник Крещения исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин спасительно для души и тела.

При крещении человек трижды погружается в воду, такой же «ритуал» стремятся исполнить многие люди, окунаясь в реки, озёра и пруды, но духовного эффекта это не даёт. Издавна крещение проходило в водоёмах, на Руси в 988 году – это была река Днепр. Истоки лежат в Евангелии, когда пророк Иоанн Креститель говорил про крещение в реке Иордан, что «Я для того пришёл крестить в воде, чтобы он явлен был Израилю» (Ин 1:31).

Иоанн был Предтечей, а Иисус пришёл, чтобы креститься от него, на что пророк Иоанн возражал, считая, что безгрешный Христос поступает неправильно, но Спаситель сказал, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). Об этой правде Христос знал — ему предстояло умереть за людские грехи и воскреснуть.

Цель Иоанна Предтечи была видимой – «я крестил вас водою», а будущая миссия Христа, на первый взгляд, была невидимой – «А Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:8). Тогда это мало кто понимал, но погружение Господа в воды Иордана знаменовало собой обновление и преображение человеческого естества – души и тела, превращение тленного в нетленное – вечное. Важность события подчёркивается рассказом о нём во всех четырёх Евангелиях.

Второе название праздника – Богоявление, потому что именно в водах Иордана произошло явление Святой Троицы, «в этом празднике явил себя так осязательно единый истинный Бог в Троице поклоняемый» (святитель Феофан Затворник). Каждое из Лиц Святой Троицы уникально и тесно связано с другими Лицами:

  • Бог Отец –«И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мк 1:11)
  • Бог Сын –это утверждает Иоанн Предтеча: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин 1:34)
  • Самое яркое явление третьего Лица Троицы – Святого Духа, которое можно было лицезреть «И Дух Святыйнисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк 3:22).

Христос неоднократно совершал чудеса в воде, о которых повествуется в Евангелии: хождение по водам, исцеление в Силоамской купели, лов рыбы, да и сами апостолы Симон (впоследствии Пётр) и брат его Андрей были рыболовами, а затем стали ловцами человеков.

Крещение Господне – один из двунадесятых праздников, следующий за Рождеством Христовым. Сначала он отмечался с ним в один день – 6 января (по старому стилю), потому что события Рождения и Крещения Иисуса Христа считались равнозначными. Начиная с IV века Рождество Христово празднуется 7 января (25 декабря ст.ст.), а 19 января (6 января ст.ст.) — Крещение Господне.

Эти два праздника имеют много общего, что проявляется, прежде всего, в наличии Сочельника – дня, предшествующего торжеству. В Крещенский сочельник, иначе именуемым Навечерием, установлен такой же строгий пост. Одинаковые черты видны и в порядке богослужения: Великие часы, вечерня, на которой, помимо прочего читаются паремии –отрывки из Ветхого Завета, указывающие на грядущее событие. Также можно услышать отрывки из Пророков, Апостольских посланий, Евангелия.

В Крещенский Сочельник чаще всего служится литургия Василия Великого, затем совершается всенощное бдение. 19 января, в сам праздник, совершается литургия Иоанна Златоуста, но, когда он приходится на воскресенье или понедельник, то установлена литургия Василия Великого.

После литургии 18 и 19 января осуществляется великое освящение воды – особый чин, возникший в древности. Проходит он на середине церкви, где находится чаша с водой, читаются специальные тексты из Священного Писания, возглашаются песнопения. Затем после прочтения священником молитвы на освящение воды он три раза погружает крест в воду, окропляет храм и прихожан.

Если рядом с храмом есть святой источник или какой-то водоём, то туда после литургии идёт крестный ход. Великое освящение воды происходит именно там, верующие окунаются в водоём или источник. Сейчас в России немало святых источников, от воды которых люди получают исцеление.

Вода, освящённая в Крещенский сочельник и в день Богоявления, совершенно идентична. Она называется также Великая Агиасма, принимать которую верующие люди должны с особым благоговением натощак после прочтения молитвы на принятие святой воды. При сильном недомогании допускается применять её в любое время суток. Также Агиасма используется для окропления жилищ и предметов.

Каждый христианин в праздник Крещения Господня может почувствовать благодать Святого Духа, которая преобразит его душу и тело, освятит всю его жизнь.