Антипасха. Фомина неделя

Пасха ― главный православный праздник, который отмечается в течение 40 дней, но самая торжественная часть завершается с окончанием Светлой седмицы ― на вечернем богослужении первой субботы после Пасхи, когда затворяются царские врата. После этого каждое воскресенье, с этого дня начинается неделя в православном календаре, посвящено определённому событию, описываемому в Евангелии.

Первое воскресенье после Пасхи имеет 3 названия, в каждом из которых заложен глубокий смысл:

  • Антипасха;
  • Фомина неделя;
  • Красная горка.

В названии «Антипасха» слышится что-то, противоположное празднику Светлого Христова Воскресения, но истинное значение этого слова ― «после», «следом за Пасхой», «вторая Пасха», «Воскресение, подобное Пасхе». Другие  названия ― «Новая неделя», «Неделя в белом», что в древности указывало на право неофитов снять с себя белые одежды, надетые при крещении, и возвратиться к своей обычной одежде.

Антипасха приходится на восьмой день после главного христианского праздника, считается восьмым днём существования мира. Число «8» ― символ бесконечности и вечной радости, которая открывается каждому, поверившему в Воскресение Христово.

Вторая Пасха именуется так ещё и по той причине, что при первом явлении Иисуса Христа ближайшим ученикам сразу после Воскресения  присутствовали не все апостолы― «Фома не был тут с ними, когда приходил Иисус» (Ин.20:24). Фома ― один из 12 апостолов, он занимает особое положение в Евангельской истории, наиболее подробно о нём повествует апостол и евангелист Иоанн Богослов, повторяющий про Фому ― «иначе называемый близнец».

Существуют различные версии происхождения его обозначения «близнец»:

  • у него был брат;
  • он имел два сросшихся пальца;
  • наиболее вероятная версия ― греческий перевод его имени «Дидим», что значит «человек двоящейся природы».

Двойственность апостола Фомы можно проследить по евангельскому тексту, после слов Спасителя, сказанных о смерти четырёхдневного Лазаря: «радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин.11:15), Фома сказал апостолам: «пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:16).

Ревностное горение сменяется неверием в Воскресение Иисуса, о котором Фоме рассказали другие апостолы, промыслом Божиим он не присутствовал при первом  явлении Спасителя ученикам. Фома сказал им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин.20:25). После этих слов нарицательным стало выражение «Фома неверующий»

Спустя 8 дней после этих слов Иисус снова явился ученикам при закрытых дверях, пожелав им мира, как поётся в стихире на вечерне, ученики были сомнящиеся. Господь знал, что вера Фомы больше всего нуждалась в подтверждении, как поётся в 6 песни Канона Антипасхи, написанного, по некоторым данным, преподобным Иоанном Дамаскином, Владыка не оставил Фомы, погружаемого глубиною неверия. Христос говорит ему: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27).

Нет точных сведений, вложил ли Фома персты в раны Спасителя или нет, но он уверовал, что перед ним Христос и сказал: «Господь мой и Бог мой!». В стихире на вечерне неверие Фомы называется добрым, оно «верных сердца в познание приведе». Иисус про людей, подобных Фоме, говорит: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), т. е. они могут сподобиться вечного блаженства и вечной жизни. Таким способом они укрепляются в истинах веры, одной из которых является соединение двух природ Спасителя ―божественной и человеческой.

Красная горка ― ещё одно название второго воскресенья по Пасхе, это праздник, имеющий языческие корни, своё название он получил из-за удачно расположенной возвышенности, на которой с этого дня можно было начинать развлекаться, водить хороводы, участвовать в смотринах женихов/невест, устраивать игры среди детей и молодёжи. Одной из самых известных забав и по сей день является катание яиц. Также это воскресенье ― начало сезона свадеб, Церковь после долгого перерыва возобновляет венчания.

Пасха должна быть вечной, по словам Симеона Нового Богослова, «Воскресение Христово совершается внутри каждого верующего и не один раз». Верующим Христос является неоднократно, поэтому необходимо не только сохранить в душе пасхальную радость как можно дольше, но и приумножить её, делясь благовестием о воскресшем Спасителе со своими ближними.