Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы (1534 – 1538 г.). Тициан (Тициано Вечеллио) . Галерея Академии, Венеция

4 декабря отмечается один из важнейших двунадесятых праздников – Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник можно назвать предвестником нашего спасения: если бы Господь не устроил приход Девы Марии в храм, то человечество не дождалось бы Спасителя. Как поётся в праздничном тропаре: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает».

О празднике Введения Пресвятой Богородицы во Храм известно из Церковного Предания, о событии написано в «Истории Иакова о рождении Марии», которое относится к IX-X вв. Дева Мария появилась на свет после долгих молитв у благочестивых родителей Иоакима и Анны, они дали обет, что отдадут новорождённое дитя на служение Богу. Когда Марии исполнилось три года, в Назарете, откуда Иоаким был родом, собрались все родные, Пречистую Деву одели в царскую одежду.

В присутствии хора непорочных дев, которые несли горящие свечи, а также архиепископа и патриарха Цареградского, процессия двинулась в сторону Иерусалима. Путь занял три дня, достигнув цели, Марию, как одушевлённый храм Божий, Иоаким и Анна ввели в храм, за ними двигались остальные сопровождающие, а непорочные девы с зажжёнными свечами шли впереди. Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский писал: «Забывает Дочь дом отца и приводится к Царю, возжелавшему красоты Её».

Марию невидимо окружали и радовались все Небесные Силы, Ангелы, по повелению Господа, служили Деве. Они смотрели на всё и удивлялись, что эта Отроковица представляет собой сосуд совершенных добродетелей, у Неё есть все признаки вечной чистоты, к Её плоти не прикоснётся никакая греховная скверна. Всё это впоследствии позволило Деве Марии стать Матерью Господа Нашего Иисуса Христа.

Пречистая Дева без посторонней помощи поднялась по массивным каменным ступеням храма, их было пятнадцать, что соответствовало числу степенных псалмов Давида, которые пелись, пока Мария шла наверх. В это время звучали песнопения «во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится». Наверху Её ожидал иерусалимский первосвященник Захария, по преданию, это был отец Иоанна Крестителя, он сказал Марии: «Иди, исполнение Господних обетований, иди обновление обветшавших грехами».

Получив откровение от Господа, Захария ввёл Пречистую Отроковицу в Святая Святых — в нижнюю часть храма, скинию, располагавшуюся за второю завесою, куда было позволено входить только первосвященнику раз в год, остальным первосвященникам и девам было запрещено. Там находился ковчег завета, украшенный золотом. По мнению древних евреев, в этом таинственном месте присутствовал сам Бог, это было подобие Неба. Именно там Захария отвёл Марии место для молитвы, осознав, что Она – сосуд Божественной благодати, Она достойна предстоять там перед Богом, о Ней исполнились все древние пророчества.

Родители Пречистой – праведные Иоаким и Анна принесли жертвы Богу, получили благословение от всего сонма священников и отправились в обратный путь с большой радостью. Дома они устроили пир, собрав большое количество людей, для того, чтобы поблагодарить Бога за такую великую честь. Введение Пресвятой Девы Марии во Храм стало новым этапом Её жизни. Она находилась в помещении для девиц, Иерусалимский храм, построенный Соломоном, имел множество помещений, предназначенных для разных лиц, служивших при храме.

К Деве Марии были приставлены опытные девы, которые преподавали Ей Священное Писание и учили Её рукоделию, которым Она быстро овладела. Пресвятая Богородица с малых лет отличалась незаурядным умом и любовью к учению, поэтому Ей всё давалось легко. Священники удивлялись благоразумию Марии и часто поручали Ей труды, необходимые для храма. С годами Дары Святого Духа всё больше возрастали в Деве Марии, первосвященник Захария не раз наблюдал, как Ангелы приносили Ей пищу, Пречистая пребывала в общении с ними. Мария решила сохранять девство, поэтому в двенадцать лет она была обручена праведному Иосифу.

Введение Пресвятой Богородицы во Храм открывает череду заметных праздников Рождественского поста, оно имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства. В песнопениях уже чувствуется скорое приближение праздника Рождества Христова, поётся ирмос Рождественского канона «Христос рождается, славите!». По Церковному Уставу, в праздник Введения Богородицы во Храм Рождественский пост ослабляется – на трапезе допускается рыба. По словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, событием Введения Богородицы в Храм «ветхозаветный храм Божий принял Богоотроковицу, в Которой прорастёт Новый, спасительный Завет человечества с Богом, благоволение Божие возвращается людям».