Вознесение Господне

Вознесение Господне. Фрагмент росписи храма

Вознесение Господне является одним из двунадесятых праздников, что указывает на его значимость. Он тесно связан с праздниками Пасхи и Троицы: отмечается через 40 дней после Воскресения Господня и за 10 дней до Пятидесятницы. Празднование этого события всегда выпадает на четверг шестой седмицы по Пасхе, но имеет подвижную дату.

Впервые о нём говорится в Апостольских Постановлениях, что указывает на его зарождение благодаря ближайшим ученикам Христа. Изначально Вознесение и Пятидесятница были единым целым, празднование было продолжительным, их разделение произошло к V веку. Сейчас церковная служба регламентируется Цветной Триодью с особенностями Господского праздника.

У Вознесения Господня 1 день предпразднства, потому что перед этим продолжается сорокадневная Пасха, и 8 дней попразднства. Для верующих людей это время наполняется радостным ожиданием Дня Святой Троицы, что выражается в том, что утренние и вечерние молитвы до Пятидесятницы начинаются с произнесения Трисвятого, а предыдущие молитвы опускаются.

Не все православные христиане до конца осознают важность этого события Священной истории Нового Завета, для многих оно выглядит завершением победного пребывания Спасителя на земле, но всё намного глубже: Вознесение дало возможность изменить жизнь каждого человека, верующего в Бога, примирив его с Ним.

Господь начал заранее готовить учеников к Своему уходу на Небо и к грядущему схождению Святого Духа в Пятидесятницу, убеждая их, что это необходимо: «Лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).

Необходимость прихода Утешителя Христос обосновывает следующим образом: «Дух истины наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин. 16:13). Этими словами Иисус указывает апостолом их предназначение – проповедь христианского учения по всей земле. Троичность Бога подтверждают Его слова: «Всё, что имеет Отец, есть Моё» (Ин. 16:15).

В одно из Своих явлений после Воскресения Христос собрал 11 апостолов в Иерусалиме, «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), потом Он «вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их» (Лк. 24:50). Затем Господь «стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51), произошло это на горе Елеон. Вознесение вселило в апостолов великую радость, с которой они вернулись в иерусалимский храм для прославления Бога.

Это повествование является последним в Евангелии от Луки, более подробно об этом событии Лука, апостол от семидесяти, рассказывает в 1 главе Деяний святых апостолов, написанных им. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Два мужа в белых одеждах разъяснили ученикам суть произошедшего: «Иисус придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Также краткий рассказ о Вознесении содержится в последней главе Евангелия от Марка: «Господь вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19), а апостолы отправились проповедовать Слово Божие. Здесь основное внимание уделено прославлению Христа – оказавшись на небе, Он удостоился таких же почестей и всей полноты власти как Бог Отец – первое лицо Святой Троицы. Об этом же говорится в 6 члене Символа веры: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Такое прославление ярче всего иллюстрирует могущество Спасителя.

Описание события Вознесения Господня в конце Евангелия свидетельствует о завершении земного служения Христа, но, с другой стороны, это только начало славы Сына Божьего на небесах по человечеству и апостольской проповеди, несущей свет людям. Он пообещал им будущую встречу: «и опять вскоре увидите Меня» (Ин. 16:17), которая произойдёт, когда снизойдёт на землю Святой Дух – третье лицо Троицы.

Вознесение таит в себе немало загадок, одна из которых заключается в том, каким образом Христос в нетленном теле был вознесён на небо. Человеческим умом и чувствами этого не понять, но Иисус выше всех людей, в величании праздника поётся о Его вознесении на Небеса «с пречистою Плотию». В этой плоти он пребывает вечно, что подтверждает необыкновенные свойства созданного Им мира.

Главным в этом мире является человек – любимое творение Господа, оскверняющее образ Божий своими грехами, но благодаря Вознесению Спасителя падший человек примирился с Богом, произошло его Искупление. Этим событием завершается спасение людей на земле, ради чего и пришёл сюда Христос. Как поётся в праздничном кондаке: «о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным».

Своим Вознесением Господь показал, что каждому человеку, готовому следовать за Ним, открыт путь для блаженства в вечной жизни. Для этого от него много не требуется: вера и соблюдение заповедей. Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Потому-то Господь мой и сошёл с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо».