Свидетельство Страданий и Воскресения Христа

Туринская плащаница
Туринская плащаница. Фрагмент

Главным в апостольской проповеди было благовестие о Воскресении Христа, о прощении грехов в покаянии и обновлении жизни через крещение во имя Господа Иисуса Христа. Так святой апостол Петр в первой своей богодохновенной проповеди к иерусалимлянам, показав из Писания, что Воскресение Христа было предвозвещено пророками, далее говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Святой апостол Павел в своей речи в афинском ареопаге говорил: «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31). Это благовестие святая Церковь донесла и до нас через свое Священное Предание и Священное Писание.

Однако есть и другие исторические свидетельства о жизни, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. Их оставили очевидцы не из апостольской среды. Таких свидетельств науке известно более двухсот и оставлены они теми людьми, которые непосредственно сами были у гроба, или описали случившееся со слов прямых очевидцев. Непосредственным свидетелем Воскресения Христа был биограф иудейских правителей грек Гермидий, который из любопытства отправился к месту погребения в ночь под воскресение. В свете утренней зари он видел спустившееся к пещере блистающее облако и поднимавшего над землею светящегося Человека. Известный в то время сирийский врач и натуралист Эйшу исследовал гроб накануне Воскресения. По приказанию Пилата он должен был провести ночь с выставленной у гроба стражей. Эйшу со своими спутниками совершенно не верили, что Христос воскреснет, «но Он воскрес, – утверждает врач – и мы видели это собственными глазами». Сияние над гробом также видел и казначей синедриона Маферкант.

Совершенно особым свидетелем смерти и воскресения Господа Иисуса Христа становится в наши дни Плащаница, хранящаяся в итальянском городе Турине.

Из Святого Евангелия известно, что по снятии со Креста, Иосиф Аримафейский испросил у Пилата разрешения совершить погребение Тела Христа. Вместе с Никодимом они обвили Его плащаницею и положили во гробе недалеко от Голгофы. Пришедшие воскресным утром жены-мироносицы, а за ними апостолы, обнаружили пустой гроб и оставленные в нем погребальные пелены. Эти пелены, благоговейно хранившиеся вначале на христианском Востоке, после Крестовых походов оказываются в Западной Европе. С 1694 года Плащаница хранится в городе Турине, от которого и получила свое наименование.

Туринская Плащаница является отрезом полотна чуть более четырех метров в длину и около метра в ширину. На нем проступают, расположенные симметрично голова к голове два отпечатка Тела Христа. На одной стороне образ Тела со сложенными впереди руками и чуть согнутыми ногами, на другой половине Его изображение со спины.

Первые научные исследования Плащаница начались в 1900 году после того как впервые были сделаны ее фотографии. Проявлявший фотопленку фотограф обнаружил, что образ на самой Плащанице является негативом, в то время как на фотопленке он увидел позитивное изображение Лика Иисуса Христа, исполненное Божественной красоты, необыкновенного величия духа, безграничного терпения и милосердия.

Помимо изображения на Плащанице остались следы крови от многочисленных ран на теле Спасителя. Она запечатлела раны на голове от тернового венца, раны по всему телу от многочисленных ударов «флагрумом» – кнутом, к концам которого привязывались металлические шарики или гвозди. На Плащанице видны кровавые следы на руках и ногах от кованных гвоздей, которыми Иисус Христос был пригвожден ко кресту, виден след от раны под сердцем, которую нанес воин, ударив копьем уже умершего на кресте Спасителя.

Наиболее загадочным для науки оказался вопрос о том, как же мог появится на полотне самый образ, ведь на Плащанице не обнаружено никаких красящих веществ. Исследования показали, что Тело Христа было завернуто в Плащаницу около сорока часов, после чего и появилось изображение. Спектрографические исследования показали, что появилось оно в результате обугливания волокон ткани под действием мощного излучения, которое шло от находившегося в Плащанице тела, причем сгорание произошло в очень тонком слое, всего несколько микрон. Из этих исследований сделан вывод, что изображение на ткани, подобное фотонегативу, могло появиться при воздействии очень сильного потока света. «Но никто, – пишут авторы книги «Непознанный мир веры», – даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображенному на Плащанице. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».

Таким образом, Туринская Плащаница является еще одним свидетелем Страданий, Смерти и Воскресения Христа Спасителя. При этом по силе убедительности свидетельств Туринскую Плащаницу называют «пятым евангелием».

Иеромонах Амфилохий (Понаморенко)