Стояние на реке Угре

Князь читает грамоту
Фрагмент диорамы «Великое Стояние на реке Угре». Музей-диорама. Калужская область, Дзержинский район, с. Дворцы, Владимирский скит Калужской Свято-Тихоновой пустыни

«Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону», – воспевает сегодня Церковь Русская пред Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, прославляя усердную Заступницу рода христианского. Празднование великой святыне русского народа, иконе Пречистой Богородицы Владимирской, установлено в этот день, 23 июня (6 июля по новому стилю), в память победы над ханом Ахматом на реке Угре. Эта победа принесла Руси окончательное освобождение от монголо-татарского ига.

Шел 1480 год… Вот уже почти две с половиною сотни лет Русь находилась под монгольским игом. Произошедшая в 1380 году битва на Куликовом поле положила начало освобождению Руси, однако Золотая орда была все еще очень сильна и продолжала собирать дань с русской земли. И все же, в то время как Московское государство продолжало крепнуть и объединяло вокруг себя русские земли, Золотая орда заметно слабела и, наконец, распалась на несколько ханств.

Царь Иван III
Государь всея Руси Иван III Васильевич Великий. Титулярник. XVII в.

В 1462 году на московский великокняжеский трон вступил Иван III. Этот русский царь, прозванный «Великим», стремился объединить все земли северо-востока и покончить с ордынской зависимостью. Цель эту он успешно осуществлял в течение всей своей жизни.

В 1472 году Иван III окончательно прекратил выплату дани ордынцам. В 1478 году в Москву явились ханские послы с напоминанием о выплате дани, однако русский царь перед лицом послов разорвал грамоту и растоптал ханскую басму. Узнав об этом разъяренный хан Ахмат предпринял поход на Москву, который стал последней попыткой вернуть Русь в подчиненное Орде положение.

Весть о новом походе ордынцев достигло Москвы в последних числах мая 1480 года. В Типографской летописи о начале нашествия сказано: «Прииде же весть великому князю, яко дополна царь Ахмат идет со своею ордою…». Получив известие о выступлении Орды, великий князь принимает ответные меры как дипломатического, так и военного характера.

В помощь войскам, несущим постоянную службу на южной окраине, в конце мая — начале июня, великий князь направил в район Оки воевод с вооруженными отрядами. Меры, принятые великим князем, оказались своевременными. Вскоре на правом берегу Оки появились отдельные вражеские разъезды.

На решительность целей Ахмата указывают конкретные факты, нашедшие свое отражение в летописных источниках. Войско Ахмата, по всей вероятности, включало в себя все наличные военные силы Большой Орды в то время. Согласно летописям, совместно с Ахматом выступил его племянник Касим, и еще шесть царевичей, имена которых в русских летописях не сохранились. Сравнивая с теми силами, что выставляла Орда раньше, можно сделать вывод, что численность войска хана Ахмата составляла около 80–90 тысяч воинов.

Своевременное развертывание главных сил русских войск на оборонительных рубежах не дало возможность Ахмату форсировать Оку на центральном ее участке, что позволило бы ордынцам оказаться на кратчайшем направлении к Москве. Хан повернул войско к литовским владениям. Маневр Ахмата вдоль Окского рубежа был своевременно обнаружен русскими сторожевыми заставами. В связи с этим главные силы войска были переведены к Калуге и непосредственно на берег реки Угры. Туда же направлялись и полки, идущие на подкрепление великокняжеским войскам из различных русских городов.

3 октября великий князь отправился из Москвы к полкам, охранявшим левый берег Угры. Прибыв к войску, Иван III остановился в городе Кременце, расположенном в непосредственной близости от возможного театра военных действий. Во главе армии был поставлен сын Ивана III, также Иван, прозванный «Молодой». Непосредственно военными действиями руководили старые испытанные воеводы великого князя, имевшие большой опыт ведения войны с кочевниками.

Главная задача полков, разбросанных вдоль берега реки, состояла в предотвращении прорыва противника через Угру, а для этого необходимо было надежно защищать удобные для переправы места.

Непосредственная оборона бродов и перелазов была поручена пехоте. В местах, удобных для переправы, возводились укрепления, которые охранялись постоянными заставами. Небольшие конные разъезды патрулировали берег между заставами и поддерживали тесную связь между ними. В их задачу входил также захват вражеских разведчиков, пытавшихся выяснить расположение русских отрядов на берегах Угры и разведать удобные места для форсирования реки. Большие конные полки спешили на помощь заставам, стоящим у переправ, лишь только определялось направление главного удара противника. Допускались и атакующие или разведывательные походы на противоположный, занятый врагом берег.

Фрагмент диорамы «Великое Стояние на реке Угре»
Фрагмент диорамы «Великое Стояние на реке Угре». Музей-диорама. Калужская область, Дзержинский район, с. Дворцы, Владимирский скит Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

Таким образом, на широком фронте вдоль реки Угры была создана позиционная оборона с активными вылазками конных отрядов. Причем основной силой, находящейся в укрепленных узлах обороны у мест переправы, являлась пехота, оснащенная огнестрельным оружием.

Ордынские войска вышли к переправам на Угре 6–8 октября 1480 г. и развернули военные действия сразу в нескольких местах: «…татарове …же приидоша против князя Ондрея, а инии против великого князя мнози, а овии против воевод вдруг приступиша».

Противники сошлись лицом к лицу, разделяла их только речная гладь Угры. На левом берегу у переправ и бродов выстроились русские лучники, были расположены пищали и тюфяки с пушкарями и пищальниками. Полки дворянской конницы в блестящих на солнце доспехах с саблями находились в готовности ударить по ордынцам, если бы тем удалось где-нибудь уцепиться за наш берег. Сражение за переправы началось в час дня 8 октября и продолжалось по всей линии обороны почти четверо суток.

Русские воеводы с максимальной выгодой использовали преимущества своих войск в стрелковом вооружении и расстреливали ордынцев еще в воде. Тем так и не удалось форсировать реку ни на одном участке. Особую роль в боях за переправы сыграл «огненный наряд» — эта первая русская артиллерия. Ядра, дробь и картечь наносили значительный урон врагу. Железо и камень прошивали насквозь бурдюки, которые использовались ордынцами для переправы. Лишенные поддержки лошади и всадники быстро выбивались из сил. Те, кого щадил огонь, шли на дно. Барахтающиеся в холодной воде ордынцы стали хорошей мишенью русским стрелкам, а сами они не могли использовать излюбленный прием – массированную стрельбу из луков. Долетавшие через реку на излете стрелы теряли свою убойную силу и практически не приносили вреда русским воинам. Несмотря на огромные потери, хан снова и снова гнал вперед свою конницу. Но все попытки Ахмата с хода форсировать реку окончились безрезультатно.

Однако окончательный перелом в борьбе с нашествием Ахмата еще не наступил. Грозное ордынское войско на берегах Угры сохраняло свою боеспособность и готовность возобновить сражение. Хан Ахмат продолжал верить в успешное завершение предпринятого похода на Москву. В Софийской летописи есть фраза, которую летописец вложил в уста ордынского хана: «Дай Бог зиму на вас, и реки все станут, тогда много дорог будет на Русь». Установление ледового покрова на порубежных реках существенно меняло обстановку для противоборствующих сторон и не в пользу русских.

В этих условиях большую роль в воодушевлении Ивана III и всего русского войска сыграл митрополит Московский и всея Руси Геронтий и духовник великого князя старец Вассиан, архиепископ Ростовский. Молитвами и посланиями к царю они увещевали уповать на Господа и крепко стоять за «землю Русскую и веру христианскую». Старец Вассиан писал царю Иоанну: «Наше дело говорить царям Истину: что я прежде изустно сказал тебе, славнейшему из владык земных, о том ныне пишу, ревностно желая утвердить твою душу и державу. Когда ты, вняв молению и доброй думе Митрополита, своей родительницы, благоверных Князей и Бояр, поехал из Москвы к воинству с намерением ударить на врага Христианского, мы, усердные твои богомольцы, денно и нощно припадали к алтарям Всевышнего, да увенчает тебя Господь победою. Что же слышим? Ахмат приближается, губит Христианство, грозит тебе и отечеству: ты же пред ним уклоняешься, молишь о мире и шлешь к нему Послов; а нечестивый дышит гневом и презирает твое моление!.. Государь! каким советам внимаешь? людей, недостойных имени Христианского. И что советуют? повергнуть ли щиты, обратиться ли в бегство? Но помысли, от какой славы и в какое уничижение низводят они твое величество! Предать землю Русскую огню и мечу, церкви разорению, тьмы людей погибели! Чье сердце каменное не обольется слезами от одной этой мысли? О государь! кровь паствы вопиет на небо, обвиняя пастыря. И куда бежать? где воцаришься, погубив данное тебе Богом стадо? Взыгравши ли яко орел и посреди ли звезд гнездо себе устроишь? свергнет тебя Господь и ommуда… Нет, нет! уповаем на Вседержителя. Нет, ты не оставишь нас, не явишься беглецом и не будешь именоваться предателем отечества!.. Отложи страх и возмогай о Господе в державе крепости Его! Един пожнет тысячу и два двигнут тьму, по слову мужа Святого: не суть боги их яко Бог наш! Господь мертвит и живит: Он даст силу твоим воинам… А мы Соборами Святительскими день и нощь молим Его, да рассыплются племена нечестивые, хотящие брани; да будут омрачены молниею небесною и яко псы голодные да лижут землю языками своими! Радуемся и веселимся, слыша о доблести твоей и Богом данного тебе сына: уже вы поразили неверных; но не забудь слова Евангельского: претерпевший до конца, тот спасен будет. Наконец прошу тебя, Государь, не осудить моего худоумия; писано есть: дай мудрому вину, и будет мудрее. Да будет тако! Благословение нашего смирения на тебе, на твоем сыне, на всех Боярах и Воеводах, на всем христолюбивом воинстве… Аминь».

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

Весь русский народ в это время усиленно молился перед великой своей святыней – Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. И случилось удивительное! Когда уже застыла река, то хан Ахмат не только не предпринял новую попытку перейти Угру и вступить в сражение, но 6 ноября начал отступать от русских рубежей. 11 ноября это известие достигло лагеря Ивана III.

«Да не похвалятся легкомысленные страхом своего оружия, – писали современники этой победы, – Нет не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!» Река Угра была названа русскими людьми «поясом Пресвятой Богородицы», охраняющим православное Московское царство. При всеобщем ликовании народа, в благодарность Богоматери установлен был ежегодный Крестный ход в Москве с чудотворной Владимирской иконой.

Если победа на Куликовом поле означала начало перелома в русско-ордынских отношениях – переход от пассивной обороны к активной борьбе за свержение ига, то победа на Угре означала конец ига и восстановление полного национальной независимости Русской земли.

По материалам сайта министерства обороны РФ