Слово на Крещение Господне

Крещение господне
Богоявление. Современная икона, Греция

«Опять Иисус мой и опять таинство, – начинает свое слово на святые светы явлений Господних святитель Григорий Богослов, – не таинство обманчивое и неблагообразное, не таинство языческого заблуждения и пьянства (как называю уважаемые язычниками таинства и как, думаю, назовет их всякий здравомыслящий), но таинство возвышенное и Божественное, сообщающее нам горнюю светлость!»

Вчера еще праздновали мы Рождество Христово: со звездою шествовали, с волхвами поклонялись, с пастырями озаряемы были Небесным светом, с Ангелами славословили Христа, Сына Божия, пришедшего в мир ради нашего спасения. Ныне видим, как Спаситель начинает дело нашего очищения, просвещения, освящения. «Ибо святой день Светов, – продолжает святитель Григорий, – до которого мы достигли и который сподобились ныне праздновать, имеет началом крещение моего Христа, истинного света, просвещающаго всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9), производит же мое очищение и вспомоществует тому свету, который мы, получив от Христа свыше, омрачили и сделали слитным через грех».

С древнейших времен Церковь совершала в этот день празднование Богоявления, соединяя воспоминания о великом таинстве благочестия, явлении Бога во плоти (см. 1Тим. 3:16), и Крещении Господа Иисуса Христа в Иордане. Так же праздник Крещения Господня святые отцы именовали «пресветлым днем Светов» и «просвещением». «Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, – пишет святитель Григорий Богослов, – «обещание доброй совести», которая от Бога (1Пет.3:21). Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, следование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие к свету, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершенствование ума, ключ царствия небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение (нужно ли перечислять многое?) есть лучший и величественнейший из даров Божиих».

Этого дара истинного от Бога просвещения тысячи лет ожидали потомки первого человека Адама, ожидали как освобождения от уз тьмы, в которой содержались как нарушители Божественных установлений. Хотя человек и называется «третьим светом» после Бога – Света высочайшего и неприступного, и второго света Ангела, который просвещается через стремление к первому Свету и служение Ему, итак, хотя и называется человек светом, может быть, как образ Божий, но все же не является источником света. Но, как и Ангел, просвещается через стремление и уподобление Богу.

Душа человеческая подобна светильнику, который исполнен света, когда имеет в себе Божественный елей – благодать Святого Духа. Первозданный Адам, в которого Создатель вдохнул «дыхание жизни» (см. Быт. 2:7) и который посредством этого вдуновения имел в себе благодать, действительно был светом.

Сам просвещаясь от Бога, Адам должен был распространить свет Божественной благодати на всю вселенную. Но человек лишился дара благодати за совершенный по зависти диавола грех. Оставленный Творцом, он из света сделался тьмою, помрачилось сердце, угас светильник…

Кто возможет восстановить разоренный грехом храм человеческой души? Кто вернет Божественный елей благодати и опять зажжет светильник в сердце? Никто иной не возможет совершить это, кроме Самого Творца, ибо Тот, Кто создал, силен и воссоздать, и Тот, Кто погасил, может снова возжечь.

Для этого приходит Спаситель на Иордан к Иоанну и просит Крещения, не знающий греха. Как просветит светильник Света? Как руку возложит раб на Владыку? Недоумевает Иоанн: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14) Ты Сам освяти меня и воды, Ты Спаситель, подъемлющий грех мира! Но слышит в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Когда же крестившись, Господь вышел из воды, то отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16-17).

Так снова в мир явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, – благовествует святой апостол Павел – научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14).

Господь являет образ благодатного Крещения, через которое уверовавшие во Христа Спасителя будут возрождаться для будущей вечной жизни, избавляясь от греховной тьмы, вновь соделоваясь горящими светильниками, исполненными Божественной благодати. «Эта благодать и сила Крещения не потопляет мир, как древле – пишет святитель Григорий Богослов в слове на Святой Крещение, – но очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением. Поскольку же мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое, именно: водой и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое, в то же время, совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины; а это, вспомоществуя первому рождению, из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы ныне, богоподобными, разваривая без огня и воссозидая без разрушения. Ибо, кратко сказать, под силой Крещения понимать должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты».

Будем и мы, крестившиеся во Христа, всеми силами стараться хранить завет с Богом, блюсти от греха чистоту души, сохраняя горящими благодатью Божией светильники сердец наших!

С праздником Крещения Господня!

Игумен Амфилохий (Пономаренко)