Празднование иконы Божией Матери Валаамская было установлено Святейшим Патриархом Алексием II первоначально в первое воскресенье после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Но начиная с 2004 года, по просьбе братии Валаамской обители, Святейшим Патриархом Алексием II день празднования был перенесён на 1/14 июля.
В этом году празднование иконы Пресвятой Богородицы Валаамская совпало с воскресным днем. Братия Никольского монастыря совместно со службой Недели 3-й по Пятидесятнице совершили бдение в честь чтимого образа, являющегося списком с иконы Пресвятой Богородицы, находящейся на Валааме.
Синаксарий,
читаемый по шестой песни канона на утрени на праздник Пресвятой Богородицы именуемой «Валаамская».
Господь и Бог наш Иисус Христос, неописанный, непостижимый и неизреченный сущий, милосердия ради милости Своей хотя, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, благоволил воплотиться от Жены, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, и многократно, и многообразно, во всяком роде и роде являл Он милосердие Свое к погибающему́ роду человеческому чрез сию Пречистую Матерь Свою.
И се, особою любовью возлюбила Матерь Божия землю Русскую, нарекла её домом Своим, и в ней умноживши иконы Пречистого Лика Своего, словно дивными и прекрасными цветами райскими, словно златозарными звездами мысленной тверди, живоносным благоуханием и нетленным светом утешала Всемилостивая Богородица страждущий народ Свой.
О дивное чудо, и в последние дни наши, в начале царствования на Руси Николая, кроткого и смиренного сердцем, перед великою и страшною бурею, хотящею пожать в небесные житницы миллионы душ верных, и как бы благословляя людей Своих на сие Голгофское восхождение во главе со Царем-мучеником, на северном небосклоне, словно солнце красное, возсияло новое светило, пресветлый Лик Владычицы неба и земли, Пресвятой Богородицы, тихими и живоносными озаряя лучами божественной любви избранную Ею Обитель Валаамскую, землю, вспоенную мученическою кровью и благосердными слезами многих дивных подвижников.
Таким вот образом, на исходе первого тысячелетия истории сей славной обители, Пречистая Богоматерь чудно открыла Свое особое благоволение и таинственное присутствие на Валааме.
В 1887 году из Петербурга приехала в Валаамский монастырь одна благочестивая женщина, по имени Наталья Андреевна Андреева, страдавшая сильной болезнью ног. Никакое лечение не помогало, но какой-то внутренний голос ней внушал: «Поезжай на Валаам, там выздоровеешь». И вот, ночью перед отъездом на остров, она во сне увидела всю окруженную чудным светом величественную Жену со Младенцем на руках, которая промолвила: «Не плачь, Спаситель по пути, и Я по пути тебе. Поезжай на Валаам, там живу, там ты Меня увидишь». Приехав на Валаам в день памяти преподобных Сергия и Германа, Наталья Андреевна горячо молилась у раки с мощами их об исцелении. И вот, она зашла в Успенскую церковь, и с великой радостью и волнением узнала на висящей на левой колонне иконе, ту Самую Жену- Пресвятую Богородицу, Которая посетила её в сонном видении. Вернувшись в Петербург, она уже почувствовала значительное облегчение в ногах. В 1896 году она вновь приехала на Валаам, но ей не удалось найти икону в Успенском храме. В 1897 году уже в третий раз, она посетила Валаам, на праздник Преподобных, и перед мощами их молилась со слезами об обретении иконы Богоматери.
После двух благодатных сновидений, указавших на место нахождения и на образ обретения иконы, Наталья Андреевна нашла её, завёрнутую в холсте, в кладовой, располагавшейся в упразднённой церкви святителя Николая. После водосвятного молебна перед чудесно обретенной иконою Богородицы, Наталья Андреевна получила полное исцеление.
Икона сия́ написана иноком-иконописцем отцом Алипием в 1878 году. На ней Богоматерь изображена в рост, на облаке, с Богомладенцем на руках, Который правой рукой благословляет, а левой держит державу, увенчанную крестом. Подобное изображение в Византии называли «Никопея», что значит «Победотворная».
Таким вот чудом явления Валаамского образа, Божия Матерь засвидетельствовала Свой особый покров Валааму, Свое особое присутствие на Валааме – «там живу, Меня увидишь на Валааме» – и образ сей стал знамением избрания Валаама Божией Матерью, и наименование «Северный Афон» стало вторым именем предивного острова.
Но глубже, в духовном смысле, Валаамская икона изображает молитвенное созерцание Божией Матерью таинства воплощения Сына Божия и крестной славы Его. Богоматерь стоит, чуть опустив очи, погрузив умный взор в Свое сердце, ибо «вся слава Дщери Царя внутри» (Пс.44). Таинственно созерцает Она крестную Жертву, носимого у Неё на руках Пречистого Агнца Божия. И так икона являет нам образ монашеского умного делания, и в ней дивно сочетаются царственное величие Царицы неба и земли с кротким безмолвием Пречистой Агницы, сраспинающейся Агнцу Божию, вземлющему грехи мира. Богородица предстоит пред нами как красный, огненный столп, соединяющий небо и землю, как великая Мать Игуменья всех монашествующих, Настоятельница Валаамская, Покровительница Русской земли.
По сему, обретение иконы тесно связано с Валаамской обителью, с её основателями Сергием и Германом, о мощах которых Она засвидетельствовала, как это было чудесно явлено одному благочестивому монаху, и которые невидимо и тайно не престают умолять Владычицу о родной обители и насельниках её.
Велико таинственное значение иконы Валаамской Богоматери и для всей России. Это одна из трех икон Богородицы, явленных в царствование Царя-мученика Николая, наряду с Порт-Артурской и Державной. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания его на престол, а в последний день его явилась Державная икона. На обеих иконах изображен мистический символ – держава. Сходны и обстоятельства их обретения: перед прославлением, они пребывали в забвении и внешнем уничижении. Между явлениями этих икон именно совершилось крестное несение Российской державы Царем Николаем.
После революции, икона разделила скорбь братии в изгнании, на земли чуждей, и трагическими историческими событиями, она оказалась вне пределов России, в Финляндии, но верная копия её покоится как мироносное сокровище в недрах поруганной и оскверненной обители, которая ныне, как феникс из пепла забвения и уничижения, великими трудами, жертвами и слезами возрождается, и Ей именно, как всемилостивой Матери, братия несет на всяк день свои скорби, болезни и нужды.
Ликуй же, Русская Земля, взыграйте волны Валаама, высок, внятен и чист колокольный глас, небеса, день от дне проповедайте славу Божию, яко Пречистая посреде людей Своих. Да ходим убо, братие, со страхом оскорбить сей предивный Покров, простираемый над нами, ибо всякая скорбь Богоматери о погибающем во грехах мире чудно и непостижимо прелагается в Богородичном Её сердце в чистейшую воду слезную.
Но Владычице, Владычице наша, Богородице Марие, сотвори жизнь нашу живым и непорочным возношением в пренебесный Жертвенник, покаянием же и трудолюбием, многими скорбями и слезами, сотвори нас достойными наследниками преподобных отцов наших Сергия и Германа, ихже молитвами даруй и нам сердце всех милующее Духом Святым, да узрим славу Твою́ в Царствии Небесном, во Царствии нетленной Любви Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.