Спустя пятьдесят дней после Светлого Христова Воскресения и десять дней после Вознесения Господня православные христиане отмечают День Святой Троицы (Пятидесятницу). Это торжество неизменно выпадает на воскресный день, а в воскресенье через неделю всегда начинается Петров пост, длящийся до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля нового стиля. Таким образом, продолжительность Петрова поста ежегодно меняется в зависимости от того, на какое календарное число приходится Троицын день.
Праздник Пятидесятницы берет начало в ветхозаветные времена. Тогда евреи праздновали в этот день обретение скрижалей с десятью заповедями — правилами благочестия, которые Господь передал Своему избранному народу через пророка Моисея на горе Синай. Христиане воспринимают это как момент возникновения Церкви Израиля, поклонявшейся Единому Богу, и как древний прообраз новозаветной Пятидесятницы, когда родилась Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Рождение Церкви Христовой, т.е. сошествие Святого Духа произошло в день еврейского праздника пятидесятницы, наступление которого апостолы и Приснодева Мария встретили «единодушно вместе». Они собрались в одном из частных иерусалимских жилищ ради исполнения древних иудейскиех церковных обычаев. Согласно описанию, которое можно почесть во второй главе книги Деяний святых апостолов, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Новозаветная Пятидесятница стала продолжением Богооткровения, явленного сперва современникам Моисея, а затем современникам Господа нашего Иисуса Христа в день Его Крещения. Свидетели Таинства на Иордане узнали о бытии Бога-Троицы через внешние впечатления, а в день Пятидесятницы ученики Христовы лично — на собственном незримом, духовном опыте — познали дотоле неведомое им Третье Лицо Пресвятой Троицы. Кстати, в первые века христианства в День Святой Троицы было принято совершать массовые крещения, т.е. принимать новых членов Церкви Христовой.
До IV века в Иерусалимской и прочих поместных церквях в один день отмечали два Господских двунадесятых праздника — Вознесение и Пятидесятницу. Самим словом «Пятидесятница» называли как торжество, связанное с рядом богослужебных обрядов и обычаев, так и временной период от Пасхи до этого дня. Вспоминая о распространенных обычаях Троицына дня, сразу думаешь об украшении храмов и домов христиан зеленеющими ветвями и цветами. Эта традиция насчитывает много столетий, в частности, о ней упоминает святитель Иоанн Златоуст.
Главные богослужебные тексты торжества также пришли к нам из глубины веков: каноны были написаны в VIII веке преподобными Косьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным, а одну из стихир на «Господи воззвах», раскрывающую сложнейшее богословие догмата о Пресвятой Троице, составил в IX веке император Лев VI. Полное праздничное богослужебное чинопоследование историки датируют IX веком (это текст в константинопольской редакции, отражающий отношение ко Дню Святой Троицы как одному из наиболее важных празднеств православного богослужебного года).
Тропарь праздника на церковнославянском звучит так: «Благословен еси Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе». В русском переводе: «Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший рыбаков премудрыми через ниспослание им Духа Святого и ими уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе». Евангелисты не считают нужным скрывать, что некоторые апостолы до призвания Иисусом были простыми, необразованными рыбаками. Сердца учеников стали чутки к истине Христовой и через их свидетельство Евангелие охватило всю вселенную благодаря благодатному действию Святого Духа. По слову святителя Иоанна Златоуста, «надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени».
Кондак праздника раскрывает связь Дня Святой Троицы с древним событием строительства и разрушения огромной башни — символа человеческой высокомерия и богопротивления. О Вавилонском столпотворении повествует одиннадцатая глава книги Бытия. Там говорится, что возгордившиеся люди, говорившие тогда на едином языке, возомнили себя способными возвести столь высокую башню, что она достигнет престола Всевышнего. Но Господь смешал языки строителей, после чего они утратили способность общения и рассеялись по всей земле.
На Пятидесятницу, согласно книге Деяний святых апостолов, «в Иерусалиме находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?». Это чудо символизирует духовное единение всего человечества во Христе.
Итак, кондак Дня Святой Троицы: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа». По-русски: «Когда Ты, сойдя, смешивал языки, Всевышний, Ты разделял народы; когда же Ты раздавал огненные языки, Ты призвал всех к единению. И мы в согласии славим всесвятого Духа».
Другие древние прообразы новозаветной Пятидесятницы содержат паремии праздника (книга Числа 11:16-17, 24-29; книга пророка Иоиля 2:23-32; книга пророка Иезекииля 36:24-28), а на утрени читается зачало из Евангелия от Иоанна (20:19-23), где идет речь о чуде, предваряющем непосредственное схождение Святого Духа на апостолов: после Своего Воскресения Христос подал ученикам Святого Духа через дуновение. На Божественной литургии также звучит Евангелие от Иоанна (7:37-52; 8:12), в этих отрывках содержится обетование Иисуса Христа о благодати Святого Духа, утоляющей духовную жажду верующих во всем мире.
К числу существенных особенностей Дня Святой Троицы относится, во-первых, то, что это единственный из двунадесятых праздников, не имеющий собственного предпразднства (день накануне Пятидесятницы — Троицкая родительская суббота и, соответственно, он посвящен поминовению усопших), а, во-вторых, присоединение к Божественной литургии вечерни дня Святого Духа, именуемой также Вечерней коленопреклонения. Из этого названия понятно, что на вечерне Пятидесятницы священник (в Царских вратах), весь клир и прихожане преклоняют колена, чтобы благоговейно обратиться ко всем Лицам Пресвятой Троицы с особыми продолжительными молитвами. Согласно церковному уставу, это первые коленопреклоненные молитвословия, начиная с четверга Страстной седмицы (исключением становится только преклонение колен перед Плащаницей Христовой на Страстной седмице).
Второй день праздника — понедельник Святого Духа (в этом Пятидесятница подобна Рождеству и Крещению Господним). Попразднство Пятидесятницы длится до Недели всех святых, отдание совершается накануне в субботу.