14 октября отмечается Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, этот непереходящий праздник относится не к двунадесятым, а к великим праздникам, хотя его богослужение имеет много общих черт с богослужением Богородичных двунадесятых праздников. Русский народ издавна любит Покров Богородицы и широко отмечает, потому что как никогда в этот день чувствуется особое покровительство Божией Матери всем верующим в Её заступничество.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы имеет под собой реальную историческую основу и связан с упоминанием Её омофора – головного покрова, который с V в. хранился во Влахернской церкви Константинополя. Во время всенощного бдения 14 октября 910 года верующие молились Божией Матери, прося Её защитить их и Константинополь от нападений сарацинов, которые отличались особой жестокостью, они собрались там, так как этот храм был тогда единственным безопасным местом.
На богослужении присутствовал Андрей юродивый, который по рождению был славянином, но оказался в византийском плену, и его ученик Епифаний. В храме произошло чудо: Андрею юродивому было видение, что сама Божья Матерь шла по воздуху, окружённая Ангелами, Иоанном Богословом, пророком Господним Иоанном Предтечей, затем она опустилась на колени и начала молиться о спасении жителей города, потом сняла с головы омофор (покрывало) и покрыла им всех, находящихся в храме. От Девы Марии исходил неземной свет, такой же свет излучал Её омофор, который наслал на вражеских захватчиков сильную бурю.
Андрей юродивый поинтересовался у Епифания, видит ли он Богородицу, на что ученик Андрея юродивого сказал, что видит и ужасается. Такое явление Девы Марии произвело неизгладимое впечатление и дало положительные результаты: в 911 году Русь и Византия подписали мирный договор. Существует другая версия явления Божьей Матери: в 866 году дружины князей-варягов Аскольда и Дира напали на Константинополь. Тогда же всю ночь византийцы молились Господу и Богородице, их молитва была услышана, вражеские племена ушли.
Можно видеть, что в обоих случаях сила оружия была побеждена силой молитвы и всемогуществом Бога и Его Пречистой Матери. Исходя из этого, можно сказать, что праздник Покрова имеет важное миссионерское значение, православная вера находила уважение даже у вражеских племён. Об этом говорит тот факт, что Аскольд и Дир после своего поражения попросили византийского императора прислать к ним христианского миссионера, чтобы больше узнать о православной вере. Вскоре они крестились, а вслед за ними и остальные дружинники.
Праздник Покрова Богородицы очень любим на Руси, о чём свидетельствует большое количество храмов, освящённых в честь этого события. Самым известным является Храм Покрова на Нерли, с которым связано немало тайн: точно не установлены дата постройки (чаще всего называется 1165 год) и человек, соорудивший этот храм. Инициатива возведения храма принадлежит князю Андрею Боголюбскому, который хотел отблагодарить Богородицу за Её заступничество во время похода русского войска против
волжских булгар, когда чувствовалось особое покровительство Владимирской иконы Божией Матери.
По некоторым сведениям, на Русь были приглашены мастера из Римской империи, благодаря которым было построено немало церквей в романском стиле. В летописях нет точного времени строительства храма, но часто указывается, что храм был возведён всего за один год, это было возможно из-за его небольших размеров. Также считается, что храм был построен в честь погибшего в 1164 году в походе с половцами сына Андрея Боголюбского – Изяслава. Церковь Покрова на Нерли была реконструирована, но изменения были незначительные.
Андрей Боголюбский установил праздник Покрова Приснодевы Марии, о котором впервые упоминает Пролог — житийный сборник XII в. Но есть и другая версия, согласно которой праздник впервые появился в Константинополе. Такая дата была выбрана, потому что в этот день отмечается память святого Романа Сладкопевца, который, по некоторым сведениям, служил во Влахернском храме, ему принадлежит авторство акафиста Пресвятой Богородице.
Покров Пресвятой Владычицы Богородицы считается концом осени и началом зимы, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы, с праздником связано множество народных традиций. В этот день часто проводились народные ярмарки. Слово «покров» ассоциируется с первым снегом, покрывающим землю. Незамужние девушки в этот день просят у Девы Марии покрыть их Её омофором, т.е. – поскорее стать невестой.
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы показывает, что каждый христианин в минуту опасности должен признать свою немощь и довериться Богу и Деве Марии. Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «сила Божия в нас совершится открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас».