ПАСХА. Светлое Христово Воскресение

Патриарх КириллПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
(1 Ин. 3:1)

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама — это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего — молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

+КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова, 2016 год

1 мая 2016 г.


Митрополит ВладимирПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ ОМСКОЙ МИТРОПОЛИИ МИТРОПОЛИТА ОМСКОГО И ТАВРИЧЕСКОГО ВЛАДИМИРА ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ЕПИСКОПАМ, КЛИРИКАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, Боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Солнце Пасхи взошло над нами: Христос воскрес из мёртвых! Вот уже сколько веков последователи Христа Спасителя повторяют эту радостную весть, а она всё так же нова и необычна! Сколько веков наша Церковь преисполняется Пасхальным ликованием, и оно всё не оскудевает! Сколько веков свет Воскресения просвещает мир, и он, этот свет, всё не слабеет, и тьма не объемлет его!

Что удивительного в этой вести, что делает ее новой всякий раз, когда мы слышим о ней? Прежде всего, это то, что Господь Иисус воскрес. Вспомним, каким страшным потрясением были для учеников Христовых, для всех, кто веровал в Него, Его страдания на Кресте! Какими знамениями сопровождалась Его смерть! Сделалась тьма по всей земле… и померкло солнце (Лк.23:44-45). Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись (Мф.27:51-52). И ученики Его прятались в доме и никуда не выходили, – такой их сковал страх! Но Христос воскрес – и от прежнего страха, от уныния не осталось и следа. Тьма обратилась сиянием; померкшее солнце Распятия сменилось солнцем Воскресения, уныние – веселием, слабость – силой. И вот уже те, кто отказывался от Христа, кто боялся приблизиться к Его Распятию, – теперь стали открыто исповедовать себя последователями Христовыми, с радостью принимая ради своего Воскресшего Господа и тяготы, и муки, и саму смерть. Ибо Своим Воскресением Господь попрал смерть, и она уже не страшна для тех, кто исповедует Его.

Второе, что делает эту радостную весть о Воскресении Христовом такой удивительной, – это то, что Господь воскрес плотью. Если бы Он восстал только как бесплотный дух, то это не было бы Воскресением: ведь образы умерших иногда являются живым во сне, а иногда и наяву, но мы не называем это воскресением. Если бы Господь воскрес только как бесплотный дух, то не имело бы смысла и наше Евхаристическое причащение Его пречистому Телу и Его честной Крови. Но Господь наш воскрес во плоти, о чём Сам засвидетельствовал перед Своими учениками: Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24:39).

И, наконец, третье, что делает весть о Воскресении Христовом всякий раз новой и наполняющей наши души радостью и упованием: это то, что Он воскрес не просто во плоти, но во плоти преображённой. Наша земная плоть старится, на ней оставляют след болезни и немощи… Господь же воскрес в новой, нетленной, светоносной плоти. Единственным следом от прежних человеческих немощей на Его обновлённом Теле были следы от ран, в которые Он повелел Фоме, ради его уверения, вложить перст; но раны эти уже не причиняли Господу никакой боли и страдания. И в этом – в факте преображения тела Господня после Его Воскресения – для всех нас содержится величайшая надежда. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «для того и был Господь вместе с учениками в продолжение сорока дней, чтобы удостоверить и вразумить, каковы будут наши тела по воскресении… Потому и наше тело будет сообразно Его телу, потому что из одного с Ним вещества».

Вот какое богатство смысла, какую многообразную радость содержит для нас весть о Воскресении Христовом! Христос воскрес – значит, что и над нами смерть не имеет власти, и нас ожидает воскресение. Христос воскрес во плоти – значит, и мы по воскресении мёртвых облечёмся в плоть. Христос воскрес в преображённой плоти, в чистом и сияющем теле – и значит, и наша новая плоть не будет немощной, не будет страдающей и стареющей, но будет чистой, нетленной, бессмертной.

Но не все воскреснут для вечной жизни в Царстве Божием, некоторых, по слову Спасителя, ожидает воскресение осуждения (Ин.5:29); ожидает не ангельское пение, но стоны и скрежет зубов… И об этом мы должны не забывать и в светлый и радостный праздник Воскресения Христова. Будем особенно внимательны в эти дни к своим мыслям, словам и поступкам. Мы соблюдали Великий пост, очищали свои тело и душу, собирали нетленные сокровища не для того, чтобы по беспечности потерять всё теперь, в дни Светлой седмицы! А ведь так часто бывает: выдержав тяжёлые испытания и уже почти дойдя до цели, человек позволяет себе расслабиться; ему кажется, что все трудности уже позади и победа почти одержана… И в этот момент он чаще всего допускает оплошность и теряет всё, чего он достиг с таким трудом. Поэтому в радости и веселии нужно быть ещё более собранным, чем во время печали; на Пасхальной службе – настраивать себя на тот же высокий молитвенный лад, как и на службах во время Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы; за Пасхальной трапезой быть умеренными и не позволять себе празднословия и вообще ничего непотребного. За дни постового воздержания мы возвысили к Богу наши души, очистили нашу плоть, а в Пасхальную ночь облачаем её в сияние Плоти Христовой. Сохраним же это незримое сияние и во все дни нашей земной жизни, дабы по воскресении мёртвых сподобиться сияния вечной и нетленной жизни с Воскресшим Христом!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВЛАДИМИР,
МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ,
ГЛАВА ОМСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Пасха Христова 2016 года,

Богохранимый град Омск