Великий пост

Христос в пустыне
И.Крамской. Христос в пустыне. 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Самый главный покаянный период православного календаря носит название Великого поста. Он предшествует празднованию Светлого Христова Воскресения, и, как Пасха по важности превосходит ряд двунадесятых церковных праздников (и оттого не включена в их число), так и Великий пост — это особо значимая школа христианской жизни, в которой мы учимся менять свою жизнь к лучшему с помощью Божией благодати. Средствами к тому служат телесный пост, молитва, покаяние и милосердие. Ради нравственной подготовки к Пасхе верующие в этот период призваны к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов и обновлению во Христе.

Поскольку дата Пасхи каждый год меняется, календарь Великого поста также подвижен. В 2018 году он начинается 19 февраля и продлится до 7 апреля включительно. Великий пост всегда включает шесть недель, или, говоря по-церковному, седмиц (к ним прибавляется особая седьмая неделя — Страстная). От числа дней происходит второе название этого поста — Святая (или Великая) Четыредесятница.

Как писал святитель Симеон Солунский, «мы держим пост, который держал Господь, — святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни».

Прообразами христианского Великого поста в период Ветхого Завета были сорокадневные посты пророков Моисея (Исх. 34:28) и Илии (3 Цар. 19:8). Для нового этапа Священной истории важно, что наш Спаситель тоже постился на протяжение сорока дней (Мф.4:2; Лк.4:2). Читая Евангелия, мы можем найти упоминания важности поста (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы постились сами (Деян.13:2; 14:23) и передали эту традицию последующим поколениям христиан.

«Хорошо поститься во всякое время, — отмечал святитель Амвросий Медиоланский, — но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу, потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу, тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего».
Разумеется, гастрономия — лишь вспомогательная часть поста. Прежде всего, Церковь дает верующим примеры углубленной покаянной молитвы.

Ежедневно, за исключением субботних и воскресных служб, на всех богослужениях суточного круга читается сопровождаемая земными поклонами молитва преподобного Ефрема Сирина. В первый раз перед Великим постом мы слышим ее в храмах в среду и пятницу Сырной седмицы. А в последний раз за Постную Триодь ее произносят в Великую Среду (в 2018 году — 4 апреля).

Другая любимая православными особенность великопостного богослужения — чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Частично он звучит в церквях в первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии, а полностью — на утрене четверга пятой седмицы, которая по традиции совершается в среду вечером. Эта насыщенная смыслами очень долгая служба называется «Стоянием Марии Египетской».

Еженедельно по средам и пятницам Великого поста, а также в четверг пятой седмицы и первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Согласно Уставу, эта древняя служба соединяет вечерню с причащением, однако в современной приходской практике Литургия обычно переносится на утро.

В первую пятницу Четыредесятницы (23 февраля) по завершении Литургии Преждеосвященных Даров прозвучит молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (т.е. разваренных зерен пшеницы или другой крупы с медом). Память св. вмч. Феодора — первая суббота Великого Поста (24 февраля).

Начиная с Крестопоклонной среды (11 марта), преполовения Четыредесятницы, вслушиваясь в тексты Литургии Преждеосвященных Даров, можно заметить новую ектению — молитву о готовящихся ко Святому Крещению.

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста (3, 10 и 17 марта) именуются Родительскими и посвящены поминовению усопших. В эти дни векующие молятся за Литургией святителя Иоанна Златоуста и панихидой.

Пятая суббота (24 марта) названа Похвалой Пресвятой Богородицы или Субботой Акафиста. Утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице состоится вечером 23 марта.

Шестая суббота (31 марта) носит имя святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова, пережившего по воле Божией смерть и воскрешение для земной жизни, которая впоследствии окончилась успением до пришествия Господня.

Каждое воскресенье Великого поста отмечено Литургией Василия Великого и торжеством в память того или иного святого или события церковной истории:

в первую неделю (25 февраля) совершается молебное пение по случаю Торжества Православия;
во вторую (4 марта) мы вспоминаем святителя Григория Паламу;
в третью (11 марта), именую Крестопоклонной, поклоняемся Честному и Животворящему кресту Господню — крест будет вынесен в центр храма на утрене 10 марта на великом славословии;
в четвертую (18 марта) мы чествуем преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, написавшего знаменую «Лествицу», собрание поучений для христианских монахов;
в пятую (25 марта) Церковь прославляет аскетический подвиг преподобной Марии Египетской.

Последнее воскресенье перед Пасхой — Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (1 апреля), когда служится Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы.

В первые четыре воскресенья Великого поста ради памятования о спасительном подвиге и голгофском страдании Господа Иисуса Христа на вечерне поется акафист Страстям Христовым (Пассия).

22 марта ежегодно отмечается память сорока мучеников Севастийских, пострадавших за Христа в 313 году, и служится литургия Преждеосвященных Даров.

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы, когда вечерня предшествует Литургии Иоанна Златоуста. В этом году Благовещение попадает на Страстную Седмицу, совпадая с Великой Субботой.