Петров или апостольский пост, начало которого варьируется, всегда завершается 12 июля в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот непереходящий праздник имеет важное значение в православном календаре из-за личности самих апостолов Петра и Павла. Они имели различное происхождение, их путь ко Христу заметно отличался, но их земное служение окончилось одинаково мученически.
Дата праздника во многом условна: нет точных данных, что Пётр и Павел отошли ко Господу в один день. По мнению святителя Димитрия Ростовского, есть вероятность, что они скончались с разницей в один год. 12 июля стало отмечаться, потому что в 258 году в этот день было перенесение их мощей в Риме.
В 324 году в Константинополе и Риме, которые тогда оба являлись столицами Римской империи, были воздвигнуты храмы в честь Петра и Павла, после этого чествование апостолов стало повсеместным. На Русь праздник пришёл благодаря князю Владимиру, который после Крещения Руси привёз икону святых Петра и Павла из Корсуни. После этого храмы апостолов стали появляться по всей стране, многие старинные иконы сохранились до наших дней.
Пётр был одним из первых апостолов, которого вместе с его братом – будущим апостолом Андреем Первозванным, призвал Господь на служение. Они были рыбаками, Иисус сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Вера Петра, которого так нарёк Господь (сначала его звали Симон), была настолько сильна, что он, не задумываясь, оставил свою семью для разделения своей жизни со Христом, не зря Спаситель называл его камнем.
Апостол Пётр был особо близок к Иисусу: он ходил по воде, присутствовал при совершении Им чудес, был свидетелем Его Преображении, моления в Гефсиманском саду, но чем большая благодать на человеке, тем больше у него искушений. Пётр первым понял, что перед ним Христос, он убеждал Спасителя: «душу мою положу за Тебя» (Ин. 13:37). Но Иисус знал, что Пётр не выдержит испытания и отречётся от Него, но и раскаяние его будет искренним: «он горько плакал», когда «Господь, обратившись, взглянул на него» (Лк. 22: 61-62).
Как трижды отрёкся Пётр, так трижды и он подтвердил свою любовь ко Христу после Его Воскресения, на что Господь сказал ему: «паси овец моих» (Ин. 21:17). Пётр был восстановлен в апостольском звании и встал во главе общины из 120 человек, они ожидали Сошествия Святого Духа.
Путь Павла, которого при рождении нарекли Савлом, был ему заранее известен до определённого момента: будучи римским гражданином по рождению, он получил хорошее образование, но ненавидел христиан, пока не произошла его встреча со Христом, который явился к нему Сам, но не в телесном обличии, а гласом: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4).
Савла ослепил такой свет, что он ничего не видел: в Дамаск, куда он шёл, чтобы бороться с христианами, его довели. После трёхдневного поста его ученик – Анания возложил на
него руки, Савла исцелила благодать Святого Духа, он стал апостолом Павлом – горячим проповедником православия, ревностным последователем Христа, которого многократно хотели убить, но он не боялся за свою жизнь, а только ещё более укреплялся в вере сам и наставлял других.
В праздничном тропаре апостолы Пётр и Павел называются «вселенныя учителие», а в кондаке — «твёрдыя и боговещанныя проповедатели», что подтверждается их жизнью: с проповедью Евангелия Пётр посетил Египет, Грецию, Малую Азию, Антиохию, Карфаген. Он не только большое количество людей обращал в православие, но многих чудесно исцелял. Павел проповедовал в Риме, Македонии, Греции, он написал 14 Соборных посланий, включённых в Новый Завет. Петру принадлежат два Соборных послания.
Апостолы Пётр и Павел впервые встретились в Иерусалиме, следующая их встреча произошла в Антиохии, где они поспорили, как должны взаимодействовать христиане-иудеи и христиане, не принадлежавшие к иудеям. Ради этого в Иерусалиме в 49 году был созван Апостольский собор, на котором Петру было поручено отвечать за проповедь среди иудеев, а Павлу – за проповедь среди язычников.
Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину, не являются исключением Пётр и Павел. Апостолу Петру Христос говорил перед Своим Вознесением: «когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога» (Ин. 21:19). Впоследствии Петру было откровение от Ангела, что он закончит свою жизнь в Риме, туда он и отправился.
По преданию, последняя встреча апостолов состоялась в Мамертинской тюрьме в Риме, куда их поместили после ареста в 67 году. 12 июля того же года их казнили: Петра распяли вниз головой по его просьбе, потому что он считал себя недостойным быть распятым стоя, как Христос. Из-за того, что Павел был римским гражданином, ему отсекли голову мечом в окрестностях города.
Оба апостола на собственном опыте убедились, что нет такого греха, который нельзя было бы смыть искренним покаянием, и который бы не покрыла Божья любовь. Именно любовь – основа жизни каждого православного человека, по словам апостола Павла, «если я не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13:2).