Наставления в иноческой жизни в письмах преподобного Нила Сорского

В настоящее время среди исследователей творчества преподобного Нила Сорского нет однозначного мнения относительно подлинности всех приписываемых ему посланий. Мы не будем останавливаться на разборе мнений, скажем только, что для написания доклада пользовались изданием «Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения», подготовленное Гелианом Михайловичем Прохоровым и изданное в серии «Библиотека христианской мысли. Источники». В этом издании представлены четыре послания преподобного Нила Сорского.

Три наиболее пространные письма написаны инокам Кирилло-Белозерского монастыря и содержат наставления в монашеской жизни. Хотя все послания преподобный Нил начинает с самоуничижения, смиренно почитая своего собеседника лучшим себя, себя же недостойным быть учителем, однако содержание посланий открывает перед нами старца опытнейшего в духовной жизни.

Первое «Послание Великого Старца пустынника к брату, вопросившему его о помыслах» адресовано иноку Вассиану Патрикееву и по содержанию является наставлением опытного подвижника аскета на пользу души. Второе послание, озаглавленное «Того же иному. О пользе», написано книгописцу Кирилло-Белозерского монастыря монаху Гурию (Тушину), которому, возможно, хотелось иметь наставления своего учителя в письменном виде. Монах Гурий является переписчиком одного из дошедших до нас списков трех посланий преподобного. Третье послание написано Герману (Подольному), также иноку Кирилова монастыря. Письмо это озаглавлено «Послание того же великого старца к брату, просившему у него написать ему полезное для души» и главная мысль его состоит в том, что инок должен постоянно читать и обдумывать Священное Писание и иметь его главным руководителем своей жизни. Эту же мысль содержит в себе и самое короткое четвертое послание неизвестному адресату.

В своем докладе мы рассмотрим содержание первого послания, добавив созвучные мысли из других писем.

Итак, первое послание преподобного Нила Сорского считается написанным иноку Вассиану Патрикееву, бывшему опальному придворному царя Иоанна III, подпавшему под осуждение в связи с ересью жидовствующих и сохранившему принятием монашество. В последствие, советнику великого князя Василия Ивановича, известному деятелю партии так называемых «нестяжателей».

Первый вопрос инока Кассиана касался беспокоивших его воспоминаний его прежней мирской жизни. Отвечая на вопрос, преподобный Нил говорит ему о лукавстве преходящего мира. Много обмана и бед причиняет он тем, кто возлюбил его, кто ему раболепствует и мечтает об умножении своего богатства. Однако сладость всего этого обманчива. У тех, кто множит богатства внешние растут скорби, и мнимая сладость оказывается горечью. Мир же только насмехается над теми, кто прельстился предлагаемым им «ласканием чувств». Имеющий же здравый разум весь этот обман видит и не прельщается им.

Здесь мы встречаемся с обычной для творений святых отцов темой отречения от мира, основанной на Священном Писании. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей», – пишет в Первом своем послании святой апостол Иоанн Богослов (1Ин. 2:15).

Уместно будет сказать здесь о том, какой смысл вкладывают святые отцы в понятие «мир». Так как преподобный Нил Сорский часто обращается к опыту преподобного Исаака Сирина, поэтому объясним это понятие из «Слов подвижнических» этого сирийского отца.

«По умозрительному исследованию, – пишет преподобный Исаак во втором слове, – миром называется и состав собирательного имени, объемлющего собою отдельно взятые страсти. Когда вообще хотим наименовать страсти, называем их миром; а когда хотим различать их по различию наименований их, называем их страстями… И страсти суть следующие: приверженность к богатству, к тому, чтобы собирать какие-либо вещи; телесное наслаждение, от которого происходит страсть плотского вожделения; желание чести, от которого истекает зависть; желание распоряжаться начальственно; надмение благолепием власти; желание наряжаться и нравиться; искание человеческой славы, которая бывает причиною злопамятства; страх за тело. Где страсти сии прекращают свое течение, там мир умер».

«Погрузи мысль твою твердо в то, о чем речь, – пишет в своем послании преподобный Нил, – какую пользу принес мир держащимся его?» Благоразумный христианин должен всегда помнить о часе смертном, наблюдать время, когда окончится эта жизнь. Многие имели все блага этого мира, а о будущем и нескончаемом блаженстве не побеспокоились. Что нужно думать о таковых? Только то, что безумнее их нет в мире…»

Некоторые и добродетели совершали и со страстями боролись, но так и не смогли вырваться из сетей мира сего и избежать коварств его. «Тебя же возлюбив, Бог и изъял из мира сего и поставил в чин службы Своей. За это ты должен много благодарить милость Его, и делать все что в твоих силах для благоугождения Ему и спасения души». Мирское забывая, как ненужное, устремляясь к почести горнего звания.

Второй вопрос инока Вассиана касался тревоживших его нечистых помыслов, приносимых врагом. Преподобный старец, прежде всего, утешает инока, говоря, что такие досаждения бывают не только у новоначальных, «не только у нас, немощных и страстных», но и у достигших преуспеяния отцов. И близкие к совершенству, говорит он, пребывают в великом подвиге борьбы, стараясь отсекать их, и прогоняют их даруемой за труды силою благодати Божией.

Далее святой старец дает пять советов для борьбы с нечистыми помыслами. Во-первых, он призывает инока по примеру святых отцов старательно отсекать их, используя против них всегдашнюю победительницу – молитву, имя Господа Иисуса призывая. Этим призыванием они быстро отойдут. В подтверждение своих слов Старец приводит высказывание преподобного Иоанна Лествичника. Во-вторых, при сильном обуревании помыслами, святой отец советует молиться с воздеванием рук. «Если будешь неленостен, то узнаешь на опыте силу Божию». Третий совет о рукоделии: «делай что-либо руками, пишет Преподобный, ибо и этим лукавые помыслы отгоняются». Далее, советует учить что-нибудь из Писания наизусть, сосредотачивая на этом ум – «и это изобретение отцов». Наконец, преподобный Нил увещевает сохранять себя от бесед, и слышания и видения неподобающего, что возбуждает страсти и укрепляет нечистые помыслы. И трудящемуся Бог поможет.

Третий вопрос инока Вассиана касался находящих на душу страхований. Этим враг часто смущает христиан, особенно новоначальных, только приступающих работать Господу, или начавших подвизаться более ревностно. Преподобный Нил Сорский так и пишет иноку Вассиану, что страхованиям подвергаются духовные младенцы, не приобретшие еще мужества в духовной брани. На таковых враг наводит страх, – не испугается ли новоначальный подвижник, и не оставит ли своих ревностных трудов.

Тем самым старец сразу ободряет инока, говоря как бы так: пугаться свойственно немужественным младенцам, тебе же это не должно быть свойственно, ибо ты не таков. И далее Преподобный говорит о том, что в таких случаях нужно стараться, чтобы, во-первых, страх не овладел тобою. Ибо, на самом деле, подобное испытывают не только новоначальные, но и опытные, в своей мере. Однако, опытные не поддаются страхованию. Об этом пишет и преподобный Силуан Афонский в своих «Писаниях», говоря, что «если душа мужественная, то устоит» в подобных испытаниях.

Итак, во-первых, нужно быть мужественным и стараться, чтобы страх не овладел душою. Во-вторых, или лучше сказать, одновременно, необходимо утвердить сердце в уповании на Господа. А далее преподобный Нил совет свой основывает на поучении преподобного Исаака Сирина, изложенного в 31 подвижническом слове. «Говори себе так, – пишет преподобный Нил, не цитируя, но свободно излагая мысль сирийского подвижника, – Есть у меня Господь, охраняющий меня, и без Его воли не может никто ни в чем повредить мне. Если же что-то и попустит Он на меня, чтобы я пострадал, то я принимаю это без лютой злобы и не хочу, чтобы не исполнилось Его желание, поскольку Господь больше меня знает и хочет полезного мне».

Замечательно сказано об этом у преподобного Исаака Сирина, который в наставление, испытующему вражеские страхования подвижнику пишет, что «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов, без попущения о всех Промышляющего и всем Управляющего. И ты немедленно восстань и дерзай. Если и дана иным свобода, то не во всяком деле. Ибо ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Он и свободе не попускает приводить все в действие. А если бы не было того, не осталась бы в живых никакая плоть. Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою. Поэтому говори всегда душе своей: «Есть у меня оберегающий меня Хранитель, и ни одна из тварей не может явиться предо мною, разве только будет повелено свыше». Будь же уверен, что не осмелятся показаться на глаза тебе и заставить тебя выслушать ушами своими угрозы их. Ибо, если бы дозволено было свыше от Пренебесного, то не было бы нужды в слове и в словах, но за волею их последовало бы и дело.

Скажи также сам себе: «Ежели есть на то воля Владыки моего, чтобы лукавые возобладали над созданием Его, то принимаю сие, не огорчаясь, подобно не желающему, чтобы воля Господа его осталась без исполнения». И таким образом в искушениях твоих будешь исполнен радости, как уведавший и ясно ощутивший, что окормляет тебя и управляет тобою Владычнее мановение. Наконец, утверди сердце свое в уповании на Господа, и да «не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящая во дни» (Пс.90:5)». Удивительна любовь, доверие Богу и совершенное на Него упование святых отцов.

Продолжая свое поучение о том, как победить всякий страх и приобрести мужество и упование на Бога, преподобный Нил Сорский советует иноку Вассиану нарочно приходить в те места, где посещали его страхования, и молиться там, воздевая руки и призывая Господа Иисуса Христа.

4. Важное и глубокое наставление преподобного Нила иноку Вассиану дано в связи с необходимостью поучаться в Священном Писании. «Будь также усерден во внимании Божественным Писаниям, и их словами, как водой живой, напаивай свою душу, и старайся, по мере сил, им следуя поступать», – пишет святой старец. При этом и тем людям, которые постигли мудрость из Божественных Писаний, имеют дар духовного рассуждения, что засвидетельствовано добродетельной их жизнью, должно повиноваться и подражать их жизни.

И далее преподобный Нил делает акцент на той одной из главных тем Священного Писания, которая поучает истинных учеников и последователей Христовых терпению скорбей: «И то разумей, что говорю тебе о смысле Божественных Писаний, открывающем намерение Божия благодеяния, – как от века святые, соделавшие правду и получившие обетования (см. Евр. 11, 33), ходя путями добродетели, не только претерпели беды и скорби, но и через крест и смерть проходила их стезя. И это знамение любви Божией: когда скорби достаются тому, кто поступает по правде. И это называется даром Божиим, как апостол пишет: «Нам дано от Бога не только во Христа веровать, но и за Него страдать» (ср. «И сие от Бога: яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати», Флп. 1, 28-29). Ибо это делает человека причастником страстей Христовых и подобным святым, претерпевшим скорби за имя Его. И не иначе благодетельствует Бог любящим Его, как только тем, что посылает им искушения скорбями. И тем отличаются любимцы Божии от прочих: эти в скорбях живут, а любящие мир сей в наслаждении и покое веселятся».

И это наставление преподобного Нила носит на себе печать мудрости древних отцов. Святой Исаак Сирин в слове тридцать пятом после подобных рассуждений присовокупляет и следующее: «не надлежит тогда тебе радоваться, когда живешь пространно, в скорбях же посуплять лицо и почитать чуждыми их пути Божию. Ибо стезя Его (то есть Божия) от века и от родов крестом и смертию пролагается. А у тебя откуда такая мысль? Дознай из этого, что ты вне пути Божия, и удаляешься от него. По стопам ли святых хочешь идти или намереваешься устроить себе иной, особенный путь и по нем ходить, не страдая?

Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается. Богу не угодно, чтобы беспечным был тот, кто Ему предал себя всем сердцем. Попечение же его должно быть об истине. А из сего познается, что под Божиим он Промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали».
«Вот правый путь, – заканчивает свое поучение преподобный Нил, – претерпеть искушения скорбями за благочестие. И, поставляя на этот путь, Бог страдальцев Своих приводит в жизнь вечную. А потому подобает нам с радостью шествовать непорочно этим путем, ходя в заповедях Господних (см. Пс. 118, 1), всем сердцем благодаря Его за то, что послал нам эту благодать, возлюбив нас, – непрестанно молясь Его благости, поминая конец этой скорбной жизни и бесконечное блаженство будущего века. И Бог, податель всякой радости и утешения, утешит сердце твое и сохранит тебя в страхе Своем по молитвам Пречистой Богородицы и всех святых».

5. Возвращаясь к поучению преподобного Нила Сорского об отношении к Священному Писанию и творениям святых отцов, скажем, что эта тема «красной нитью» проходит через все его послания. Даже самое краткое четвертое послание состоит из поучения о необходимости руководствоваться Священным Писанием. «А что ищешь как не заблудиться, сбившись с истинного пути, – пишет Преподобный книгописцу Кириллова монастыря Гурию (Тушину), – и об этом совет благой даю тебе…». Здесь мы находим знаменитое предостережение святого старца неправильно понятое и вольно истолкованное многими исследователями: «Писаниа бо многа, – пишет Преподобный ученику, – но не вся Божественна суть».

На самом деле, чтобы не сбиться с истинного пути спасения, необходимо руководствоваться истинными Божественными Писаниями. Безусловно таковыми Писаниями для преподобного Нила Сорского являются Книги Священного Писания. Нигде мы не сможем найти, как это пытаются представить некоторые историки, даже намека на сомнения в истинности Слова Божия, открытого нам в Книгах Ветхого и Нового Заветов. Но, в то же время, много есть написанного от ума человеческого, от лжеименного мудрования. Потому-то в истинности некоторых писаний нужно прежде убедиться «из чтения их и бесед с разумными и духовными мужами».

Целиком этому вопросу посвящено послание иноку Кирилло-Белозерского монастыря Герману Подольному. Написано оно, как видно из самого его начала, в продолжение ранее бывшего разговора между двумя отцами. Преподобный Нил продолжает утверждать, «что не просто так или как случится подобает нам совершать какие-либо дела, но по Божественным Писаниям и по преданию святых отцов… Только нужно следить, пользы ли ради душевной совершаем их, а не ради ли иного чего? Потому что не видно ныне жительства, сохраняемого в законах Божиих по Святым Писаниям и по преданию святых отцов, но все живут по своим волям и замыслам человеческим. И у многих оказывается, что мы и самое то развращенное творим и мним, будто этим совершаем добродетель. А случается это от того, что мы не знаем Святых Писаний, поскольку не стараемся со страхом Божиим и со смирением изучать их, но пренебрегаем ими и занимаемся человеческими делам». По причине имеющего быть оскудения духоносными старцами, наставниками в жизни христианской, преподобный Нил Сорский подчиняет жизнь свою Священному Писанию и святым отцам: «И когда случается мне что-то предпринять, – пишет он иноку Герману, – а я не нахожу того в Святых Писаниях, тогда откладываю это на время, пока не найду. Потому что по своей воле и по своему разуму не смею ничего совершать».

В послании иноку Герману находим мы и ответ на вопрос, какие именно Писания преподобный Нил называет Божественными: «И в особенности я изучаю Божественные Писания: прежде всего заповеди Господни, толкования их и апостольские предания, затем жития и учения святых отцов, – и тому внимаю. И что согласно с моим представлением о благоугождении Богу и о пользе для души, то переписываю себе, и тем поучаюсь, и в том жизнь и дыхание мое имею. А немощь мою, леность и нерадение возложил я на Бога и на Пречистую Богородицу».

Таким образом, отметим в заключении, что главной заботой преподобного Нила Сорского является попечение о душе, о внутреннем человеке. Святой старец учит своих учеников ценить то, что дано нам Господом, а именно, возможность работать Ему единому, оставив житейские попечения, и быть благодарным Богу за призвание к монашеству.

Его наставления, согласно его собственному утверждению, даются соответственно мере духовного возраста наставляемого. Старец нигде не действует принуждением. В своих посланиях, как и в других сочинениях, например, в «Предании о жительстве скитском», он обозначает этот принцип: «и ты, что слышал от меня…, если угодно тебе, подражай этому».

Поучения преподобного Нила основаны на опыте личном, укорененном в святоотеческой традиции. Поучая братию, он упоминает события из жизни преподобного Антония Великого, дает наставления, основанные на словах преподобного Исаака Сирина, подтверждает цитатами из Лествицы, святителя Василия Великого, преподобного Григория Синаита и других святых отцов.

Послание свое к иноку Вассиану преподобный Нил заключает наставлениями полезными для монахов, как живущих в монастырях, так и в уединении: «О всем прочем, что похвально, честно и добродетельно, о том помышляй и то твори (см. Флп. 4, 8–9), мудрым бывая в благом, всякую же злобу ненавидя. Имей послушание к наставнику и прочим отцам о Господе во всяком благом деле. Службу же, которая ныне тебе поручена, или иную, к какой перейдешь, исполняй, служа со светлым намерением и подобающим тщанием, как Самому Христу, всех братьев считая святыми. Если случится тебе сказать слово, задать вопрос или дать ответ кому-либо, веди беседу благожелательно и ласково, с любовью духовной и смирением истинным, без лености и не обижая брата. С благоговейными отцами общайся, и то – вовремя и в меру. От тех же, которые не таковы, уклоняйся, храни себя и старайся не укорить, не осудить никого ни в чем, хоть и нехорошим тебе что-либо кажется. Но себя считай грешным и во всем негодным.

Внимай Святым Писаниям, и по стопам святых отцов шествуй… поступая так, «благодатию Христовою не погрешишь».