Защита Троице-Сергиевой Лавры

Осада Троице-Сергиевой Лавры
Осада Троице-Сергиевой Лавры. В. Верещагин

Всех нас заступи,
о Госпоже Царице и Владычице,
иже в напастех, и скорбех, и в болезнех,
обремененных грехи многими.

Из тропаря праздника
Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Совершая празднование Казанской иконе Пресвятой Богородице и Дня народного единства, воспоминаем события Смутного времени, которые стали судьбоносными для нашего отечества. Это был один из тех трагических периодов в нашей истории, когда решался вопрос: быть или не быть России. Но молитвами Пресвятой Богородицы суд об отечестве нашем был пременен Господом Богом на милость.

Одной из ярких страниц истории Смутного времени является оборона святой обители преподобного Сергия и патриотическое служение отечеству ее насельников. В то время, когда уже почти никто на Руси не мог противостоять насилию интервентов и изменников, Лавра Сергиева своим доблестным стоянием стала примером защиты родной земли и ее святынь. По словам историка Н. М. Карамзина, «дела, совершенные хотя и в пределах смиренной обители монашеской, людьми простыми, низкого звания, но высокими душою, стали основанием спасения всего русского государства».

Предводители, пришедших к стенам монастыря польско-литовских войск и русских изменников, требовали признать русским царем второго Лжедмитрия, прозванного, как известно, «тушинским вором». Затворившимся в монастыре они написали: «покоритесь царю Димитрию и нам град отворите без всякой крови. Если не покоритесь и града не сдадите, то мы возьмём замок ваш и вас беззаконников всех порубаем». Взамен пообещали, конечно, жизнь и свободу.

Здесь, как кажется, сокрыта духовная суть нравственного выбора, предлежавшего защитникам Троице-Сергиевой Лавры, выбора, который не однажды становился судьбоносным в исторической жизни народов. Этот выбор был предложен некогда народу израильскому Понтием Пилатом, вопросившим народ: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (Мф.27:17), Варавва же был разбойник и мятежник, который со своими сообщниками совершил убийство. «Хотите ли отпущу вам Царя Иудейского?» – вопрошал Пилат (см. Мк.15:9). Народ, облагодетельствованный Христом, но обольщенный фарисеями, сделал выбор в пользу убийцы, в результате Иерусалим был разрушен римлянами, а израильтяне рассеяны по всему миру.

Перед этим выбором стоял русский народ в феврале 1917 года, когда была у него была возможность защитить своего царя, законного национального правителя и помазанника Божия. Однако выбор был сделан в пользу изменников и предателей, обольстивших народ обещаниями свобод и благополучной жизни. В результате потеря национальной государственности, Гражданская война, миллионы погибших, рассеяние по миру. Перед подобным выбором и сегодня, как очевидно, поставлены православные верующие на Украине…

Вернемся к событиям Смутного времени. Самая смута вошла в свою силу после того как были убиты законный наследник престола царевич Феодор с матерью, а на престол царский посажен Самозванец, провозгласивший себя чудесно спасшимся сыном Иоанна Грозного, царевичем Димитрием. Удивительно, что тогда даже мать убиенного царевича Димитрия, инокиня Марфа, согласилась признать в Самозванце своего сына. Одним из немногих, кто не признал Лжедмитрия, был первый русский патриарх, святой Иов. За это его, уже убеленного сединами восьмидесятилетнего старца, с бесчестием и побоями таскали по улицам Москвы приверженцы нового царя, очевидно ожидавшие от Самозванца новой благополучной жизни…

Но замечательный ответ дали защитники святой обители Сергиевой на требование захватчиков признать «тушинского вора» русским царем, написанный архимандритом Иоасафом, и быть может предрешивший то, что «суд Божий об отечестве нашем был пременен на милость». «Да ведает ваше темное царство, гордые начальники Сапега и Лисовский, – писали защитники Лавры, – что и десятилетний христианский отрок в обители посмеялся вашему безумному совету оставить нам своего православного государя и покориться ложному царю, врагу и вору. Напрасно прельщаете Христово стадо православных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света, а ложь – более истины? Мы и за богатства всего мира не нарушим крестного целования». У святых мощей преподобного Сергия они дали обещание сражаться насмерть без измены.

Оборона Троице-Сергиева монастыря стала символом стояния за всю Русь и до ныне является свидетельством того, что силы противостоять врагу имеют те, кто не потерял веру, и великая помощь Божия приходит тем, кто решился умереть за святыни своего отечества.

После освобождения от осады, монастырь стал местом помощи и утешения страждущим людям. «От осады большой избавил нас Бог, – писал новый игумен Дионисий, – а за леность и скупость может еще больше смирить. Мы обещали в иночестве не жить, а умереть. Все отдадим раненым!» Братия монастыря лечили и кормили всех обращавшихся за помощью в обитель. Сами они питались хлебом из овса и водой, а пшеничный хлеб и другую лучшую пищу отдавали на пропитание страждущих и больных.

В то же время, обитель преподобного Сергия стала центром патриотического служения России. Отсюда по всем городам рассылались грамоты с призывами собирать ополчения и освобождать отечество от захватчиков. Одну из таких грамот и услышал в соборе Нижнего Новгорода Кузьма Минин…

Защита Троице-Сергиевой Лавры еще раз со всей очевидностью раскрывает связь благочестивой веры с патриотизмом. Утверждающим это высказыванием святителя Филарета Московского мы хотим завершить нашу статью.

«Прославляют любовь к отечеству. Прославление справедливое и полезное! Бог да умножит в отечестве нашем людей, достойных такого прославления! Но славя любовь к отечеству, не забудем отдать должную славу благочестию, помощи Божественной, молитвам Небесных граждан о земном отечестве. Любовь к отечеству возбуждается, действует и преуспевает только тогда, когда она одушевляется благочестием, когда руководствуется и утверждается помощью свыше».

Игумен Амфилохий (Пономаренко)