28 августа завершается Успенский пост и отмечается праздник, полное название которого Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это последний двунадесятый праздник в церковном годовом круге, он принадлежит к числу праздников, посвящённых Божией Матери. Но не все понимают, почему уход Богородицы из земной жизни стал одним из самых любимых праздников верующих людей.
Слово «успение» переводится как «кончина», «смерть», но в православии как такового нет понятия «смерть», есть только переход из земной жизни в жизнь вечную. В связи с кончиной Божией Матери возникает ассоциация, что Дева Мария не умерла, а уснула. По словам архимандрита Рафаила Карелина, «успение – это тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в вечную радость, вечный день, где нет ночи».
Пресвятая Богородица, по земным меркам, прожила недолгую жизнь – 50-60 лет, но подвиг Её служения людям на земле переоценить сложно. Находясь всегда в тени Своего Сына, Дева Мария разделяла все Его тяготы и скорби, пропускала всё через своё Материнское сердце. Она покорно несла свой Крест, предначертанный Ей ещё Симеоном Богороприимцем в иерусалимском храме: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).
О кончине Божией Матери, нет сведений в Священном Писании, всё, что дошло до нынешнего времени, почерпнуто из Священного Предания. Многие святители примерно в VIII в. написали Слово на Её Успение, среди них: апостол Иоанн Богослов, которому Христос, находясь на Кресте, вручил Деву Марию, Она потом много времени стала проводить в его доме, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Андрей Критский, Иерусалимский патриарх Модест.
Самым близким по времени к Успению Богородицы источником об этом событии являются воспоминания I в. священномученика Дионисия Ареопагита, который был непосредственным свидетелем окончания земной жизни Божией Матери. В следующем веке о телесном переселении Пресвятой Девы Марии упоминается в трудах Мелитона – епископа Сардийского, в IV в. об Успении Богороицы писал святитель Епифаний Кипрский.
В последние годы пребывания на земле жизнь Богородицы часто была в опасности – на Неё покушались, когда Она посещала в Иерусалиме Гроб Своего Сына. Именно там, по другим источникам, на горе Елеонской, Деве Марии за 3 дня до окончания земной жизни явился Архангел Гавриил, который возвещал Ей грядущее Рождество Спасителя. Тогда Архангел вручил ей лилию, сейчас – пальмовую ветвь как символ победы над смертью и начала Её вечной жизни.
Пресвятая Богородица начала готовиться к своему отшествию из мира, Она хотела перед этим увидеть всех апостолов, которые были разбросаны по миру, и начала об этом усердно молиться. Силой Святого Духа апостолы, в числе которых были Павел со своими ближайшими учениками – Тимофеем, Иерофеем и другими, Иоанн Богослов, который и сообщил присутствующим, что пришло время окончания земной жизни Божией Матери, были собраны вместе, чтобы получить благословение Девы Марии.
В день Успения, в 3 час, Пресвятая Богородица с одухотворённым ликом лежала в великолепно украшенном одре и молилась, вокруг горело множество свечей. Вдруг в лучах Божественного Света явился Сам Христос в окружении ангелов, архангелов и Небесных Сил. Под ангельское пение душа Девы Марии безболезненно отошла на Небо. Её Лицо исполнилось неизъяснимой радости, а от тела разлилось благоухание.
Апостолы благоговейно прикоснулись к телу Божией Матери, оплакали разлуку с Ней и приступили к погребению. Апостолы из числа 12 несли одр с телом Богородицы, впереди шёл Иоанн Богослов с пальмовой ветвью. Процессия двигалась из Иерусалима в Гефсиманию с зажжёнными свечами, прославляя Приснодеву. На их пути встречались противники христианства, которые чинили многочисленные препятствия, но Сила Божия защищала людей и гроб с телом Пречистой.
В месте погребения прощание с телом Девы Марии длилось долго, после того, как гроб был помещён в пещеру, апостолы ещё 3 дня молились рядом. Сегодня в монастырях и в некоторых церквях проходит Служба погребению Божией Матери, когда на середину храма выносится плащаница с изображением Девы Марии. Прихожане подходят к ней для целования.
В конце дня погребения Божией Матери, когда апостолы вкушали пищу, им явилась Она и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Апостолы, поднимая часть хлеба за память Христа, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так зародился чин панагии – возношения части хлеба в честь Пресвятой Девы.
Начало празднования Успения Пресвятой Богородицы именно в этот день было положено в VI в. Праздник имеет 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Если он выпадает на среду или пятницу, то можно есть рыбу, а разговение переносится на ближайший непостный день.
Успение Пресвятой Богородицы – это победа жизни над смертью, которая дарована каждому православному человеку. Как поётся в праздничном тропаре «во успении мира не оставила еси, Богородице, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».