Третья неделя Великого Поста. Крестопоклонная

Поклонение Кресту
Поклонение Кресту. Оборотная сторона новгородской иконы Спаса Нерукотворного из собрания Гос. Третьяковской галереи. Конец XII в.

Крестопоклонная неделя — третье воскресенье Великого поста, его середина. Это единственный воскресный день Святой Четыредесятницы, главная богослужебная тема которого простирается на следующую седмицу.

Крестопоклонной неделя называется потому, что в конце утрени совершается особый Чин выноса Креста. Под пение Трисвятого из алтаря торжественно выносится украшенный цветами крест и помещается на аналой в середине храма. Он остается там для поклонения до пятницы четвертой седмицы Великого поста, когда перед Литургией вносится обратно в алтарь.

Такая церковная традиция имеет историческое обоснование. В ее основе древний византийский праздник перенесения частицы Святого Древа — Креста Господня — из Апамеи в Константинополь. В наши дни это событие не вспоминают за богослужением, но неделя по-прежнему именуется Крестопоклонной. Верующие увидели в этом новый смысл: середина Великого поста — период, когда мы нуждаемся в духовном укреплении, чтобы не изнемочь на пути к Страстной седмице и Воскресению Христову. Служба Кресту, торжественное воспоминание о Крестном подвиге Спасителя помогают и воодушевляют нас.

Священнослужители и прихожане храма чтят Животворящий Крест Господень, совершая перед ним три земных поклона (два до целования и один после), сопровождаемых песнопением «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта молитва также звучит на Божественной литургии вместо Трисвятого.

Согласно Уставу, на Крестопоклонной неделе следует совершать четыре поклонения: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье (т.е. по гражданскому календарю в субботу вечером) поклонение Кресту бывает только в конце всенощного бдения после выноса креста, в понедельник и среду — на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Канон, написанный преподобным Феодором Студитом для Крестопоклонной недели, перекликается с пасхальным каноном преподобного Иоанна Дамаскина, а в целом богослужение этого дня имеет много общих черт со службой праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В прежние века с середины Великого поста оглашенные, намеревавшиеся принять Святое Крещение в Пасхальную ночь, начинали особенно усердно готовиться к таинству. Поэтому, начиная со среды следующей седмицы — Преполовения поста— на каждой Литургии Преждеосвященных Даров после ектении об оглашенных мы услышим еще одну особую ектению — о «готовящихся к просвещению».

Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были.

Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола.

Образ креста двоякий: один из вещества… а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение.

Святитель Иоанн Златоуст