Святые дни между праздниками Рождества и Крещения

Когда начинаются святки?

Обычно первым днем святок считают сам праздник Рождества Христова, отмечаемый в Русской православной церкви 7 января по новому стилю. Рождественский сочельник — день весьма строгого поста, когда любые торжества исключены. Однако некоторые уверены, что первый день святок приходится именно на сочельник, ведь испокон веку в этот день хозяйки готовили особые святочные блюда: ячменную кашу с медом и изюмом — кутью, сушеные яблоки, вареные в меду, овсяные печенья в форме человечков (как символ поклонившихся Богомладенцу Христу пастухов и волхвов) и домашнего скота (вспоминая о животных, обитавших в том самом вифлеемском вертепе). За стол с этими угощениями по традиции садились после появления на небе первой звезды.

Когда заканчиваются святки?

Святки заканчиваются 17 января. Первый день воздержания — Навечерие Крещения 18 января, когда Церковный Устав предписывает соблюдать пост, тем самым готовясь к еще одному Господскому двунадесятому празднику — Крещению.

Святки длятся от Рождественского сочельника до Крещенского сочельника, или, как еще говорят, «от звезды до воды».

Почему эти двенадцать дней называются «святками», что в них святого?

Они освящены великими Евангельскими событиями. Праздники Рождества Христова и Крещения Господня — одни из главнейших торжеств богослужебного года.

Христианский философ и учитель веры Климент Александрийский в третьем веке описывает обычай праздновать Явление Господне. В первые века христианства это торжество, в отличие от известного нам праздника Богоявления, посвящалось воспоминанию целого ряда событий, связанных с пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа — начиная от Рождества в Вифлееме и до Крещения на реке Иордан.

Впервые эти ключевые эпизоды Священной истории стали отмечать в разные даты только в середине четвертого века. Это произошло на христианском Западе при папе Юлии около 354 года. На Востоке, в Антиохии, отдельное празднование Рождества Христова было благословлено святителем Иоанном Златоустом приблизительно в 386 году.

Таким образом период между торжествами получил название святых дней (или, реже, святых вечеров). Мы можем найти упоминания об этом в проповедях св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. О древнем двенадцатидневном праздновании святок свидетельствует составленный в шестом веке монастырский устав преподобного Саввы Освященного. Согласно изложенным там правилам, на святках «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».

Особые дни радости о рождении Спасителя Иисуса Христа и поныне отмечаются отсутствием постных дней, включая среду и пятницу, и земных поклонов, как на богослужении, так и на домашней молитве.

Про пост и поклоны понятно, чем еще святки отличаются от прочих дней?

В продолжение святок по Уставу не положено совершать таинство брака. Церковь рекомендует супругам интимное воздержание в святые дни, поскольку телесная, земная радость не должна затмевать ликование о пришествии в мир Солнца Правды — Христа Бога нашего.

Отметим, что венчание также не совершается во все посты, на пасхальной неделе, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

И про супружеское воздержание ясно, что-нибудь еще под запретом?

В правилах шестого Вселенского Собора читаем: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий.

Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастии, судьбе, родословии и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов.

Закосневающих же в этом и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме, говорит Апостол, или кое сложение церкви Божией со идолы; или кем часть верному с неверным; коеже согласие Христови с велиаром (2 Кор. 6:14—16).

Так называемые календы (т. е. языческие празднования первого дня каждого месяца), Вота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных.

Также и всенародные пляски, великий вред и пагубу причинить могущие, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые пляски и обряды, по старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.

Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков, — повелеваем извергать из священного чина, а мирян — отлучать от общения церковного».

Это соборное постановление в дисциплинарных мерах (на наше счастье) устарело, зато суть осталась неизменной: Церковь запрещает гадания. Как отметил в одном интервью протодиакон Андрей Кураев, «что касается святочных гаданий, так это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

В Российской империи было также законодательно запрещено «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

По духу и смыслу Церковного устава святки каждый христианин посвящает личной и церковной молитве, особенно Божественной литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления.

Уже много веков верующие проводят святые дни с особым благоговением, раздают милостыню, кормят нищих, помогают немощным, утешают одиноких и отчаявшихся, посещают нуждающихся — в больницах, в приютах, в тюрьмах, неся миру Евангельскую весть.

Слава Тебе, Господи! — Дождались мы и еще светлых дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в дни сии, учредила пред ними пост — некоторое стеснение, чтоб, вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия. «Христос раждается — славите», и прочее. — Славьте же Христа, и славьте так, чтоб сим славословием усладились гортань, душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа. — Это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу. Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий. Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением?!., все ко мне идут! Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога — нечестивцев и развратников.

Святитель Феофан Затворник

Хочу в святки молиться за умерших близких, а в этот период поминовение усопших за богослужением не совершается. Как быть?

Вы можете подать поминальную записку о здравии и упокоении дорогих вам людей на Божественную литургию (на проскомидию), а также попросить о милости Божией к живым и усопшим в личной домашней молитве.

Святитель Афанасий (Сахаров) в труде «Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви» пишет: «Предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления отличаются от предпразднства и попразднства других двунадесятых праздников тем, что здесь совсем Октоих не поется кроме единых недель… Особый характер этих предпразднств и попразднств не мог не оказать влияния на правила поминовения в эти дни. 169-е правило Номоканона при Большом Требнике отмечает, что в двунадесятодневном… помины не бывают, так же как и в воскресные дни и в великие праздники. А так как строй и характер служб 20–24 декабря (здесь и далее — по юлианскому календарю) вполне соответствуют строю и характеру служб 2–5 января, входящих в двунадесятодневие, а строй и характер служб 7–14 января совершенно соответствуют таковым 26–31 декабря, то ясно, что во все время с 20 декабря по 15 января отменяются все заупокойные моления, не исключая и обычной литии, хотя и вечерня, и утреня имеют будничное окончание».