Свидетельствуя о Христе до смерти…

Святые Царственные страстотерпцы
Святые Царственные страстотерпцы

Несомненно то, что одной из наиболее значимых личностей XX века является русский император Николай II, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых. Правнук Ивана Михайловича Харитонова, этого верного сына Отечества и слуги царского, последовавшего за Государем и разделившего участь с его Семьей, историк Петр Валентинович Мультатули, считает русского Императора Николая II одной из ключевых фигур новой истории, осмысление жизненного подвига которого открывает причины и значение многих ее событий.

«Люди забыли Бога», — сказал некогда А. И. Солженицын. XX век показал цену и последствия этой «забывчивости». Цена ее исчисляется десятками миллионов человеческих жертв, которые потребовал Молох «земного благополучия» с ослепленных человеков, решивших без Бога построить рай на земле. Последствия этой «забывчивости» — продолжающаяся и доныне общая деградация человека: как в плане духовно-нравственном, личностном, так и в плане его интеллектуальной и материальной природы.

Одним из последствий богозабвения является все чаще замечаемый отказ от христианской морали и осмысления происходящего вокруг нас в категориях добра и зла. «Колоссальной ошибкой» называет Петр Валентинович Мультатули то, что большинство современных историков считают вопросы добра и зла «не историческими», относя их к богословию или философии, литературе или фольклору – только не к истории. Результатом этой ошибки становится секуляризация, огрубление и примитивизация исторической науки.

Такой подход отвлеченной «объективности» неприемлем для историка-христианина, потому что Господом Иисусом Христом он призван к следованию за Истиной. Наша идеология, говорит Петр Валентинович, «это Учение Христово, это учение нашей Православной Церкви». При этом следование этому Учению «вовсе не мешает нам пытаться правильно видеть исторические события, наоборот, оно помогает нам, открывает нам глаза там, где ни одна наука, ни один «объективизм» ничего поделать не могут». Историк утверждает, что именно православная вера помогает полнее и объективнее взглянуть на те исторические процессы, которые происходят в мире, открывает возможность оценки этих событий в вечных категориях человеческого бытия.

ХХ век ознаменовался началом нового мощного наступления сил зла на основы христианской цивилизации. В этот раз целью стало разрушение христианской государственности. П. В. Мультатули называет эти антихристианские силы «мировой закулисой», не связывая их с какой-либо конкретной страной или организацией. Он говорит, что силы эти представляют собою «подлинный антихристианский интернационал, на который работали и масоны, и всякого рода оккультные ордена, и еврейские, русские, английские, немецкие, американские изуверские секты, и часть мирового капитала, и военные стратеги, и определенная часть деятелей культуры и искусства. Все крупные потрясения XX века были вызваны этой мировой закулисой, которая использовала для достижения своих целей финансовый шантаж, политические амбиции, геополитические противоречия, националистические предрассудки и тому подобное. Средством для прихода к власти этой силы во всем мире была провозглашена «мировая революция». Причем этот термин вовсе не был образным выражением. Мировая революция началась в 1917 году и продолжается до сих пор и главной ее целью является полное изменение человечества, которое путем глобализации и секуляризации должно быть лишено своей неповторимой личностной сути, превращено в единую безликую массу, служащую целям небольшой кучки тайных владык».

Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «Русский Царь, в силу своего Помазания, был Удерживающим, то есть удерживал мир от падения в пропасть апостасии» и русские цари, бывшие на высоте своего служения, несомненно, осознавали эту свою роль Удерживающего». Особенно это касается императоров Александра III и Николая II. Так воспринимали русских монархов представители здоровых сил во всем мире независимо от их конфессиональной принадлежности. Наш историк приводит слова одного палестинского араба-мусульманина, который сказал после убийства русского Царя: «Не думайте, что русский Царь был только русский. Нет, он был также и арабский. Пока он жил, миллионы арабов жили в мире и безопасности».

Смерть Императора Николая II и его Семьи, считает П. В. Мультатули, обусловлена всей его жизнью и деятельностью, тем нравственным выбором, который он сделал в начале своего царствования и которому был верен всю жизнь. «Император Николай II, – пишет Петр Валентинович, – и в силу своих личных качеств, и в силу того, что он был Русским Православным Царем, не мог не стать главным врагом сил мировой революции». Его уничтожение и как монарха и как человека стало необходимым условием для победы этой мировой революции, и вследствие этого Император Николай II и его Семья, составляющая с ним единое духовное целое, в сложившихся исторических условиях начала XX века сделались главной целью мировой закулисы. При этом гибель Николая II должна была означать не просто смерть коронованного властителя, но она была призвана уничтожить Россию как страну, бывшую наиболее христианской. Поэтому убийство Царской Семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга является величайшим злодеянием, оказавшим влияние на судьбы всего мира, но более всего, на судьбу России.

Исторический подвиг Императора Николая II П. В. Мультатули видит в том, что все свое царствование он вел непримиримую борьбу с идеологией мирового зла, которое все больше преобладало в народах и государствах. В этом отношении он был действительно Удерживающим и до конца мужественно совершал свое служение. Но между ним, Царем, и Россией в силу различных обстоятельств, главным из которых было отступление многих русских людей от верности заповедям Христовым, образовалась пропасть. Однако и в то время, когда многие из верных слуг царевых пали от рук террористов, когда вокруг уже царили, как написал сам Царь, «измена, трусость и обман», он вместе со своей Семьей остался верен своим идеалам: Христу Спасителю, России и долгу своего царского служения. Своим жертвенным подвигом Царь пожелал спасти Россию, если не для этого века, то для будущего, дать ей возможность оправдаться на Страшном Суде Христовом. Он говорил, что если «для спасения России необходима жертва – я готов стать этой жертвой».

«Грех цареубийства, – по слову Святейшего Патриарха Алексия, – происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном сознании». При это покаяние должно заключаться не только во внешнем почитании Царственных Мучеников, пишет П. В. Мультатули, но, прежде всего, в отказе от клеветы на Царскую Семью, на русскую историю, на русский народ, на Православную Церковь. Покаяние должно заключаться в неприятии греха и греховной жизни, этой «мерзости запустения», которая утверждается в мире и в нашей России. Наконец, «истинное покаяние перед Царской Семьей заключается в том, чтобы жить и поступать так, как жила и поступала она, так же быть верным Христу, так же беззаветно любить Россию, так же ставить служение Истине выше личностных амбиций, быть таким же целомудренным и чистым сердцем».

Игумен Амфилохий (Понаморенко)