Рождество — праздник Христа?

Позиция Православной и Католической Церквей

15 декабря 2017 года Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси и Архиепископ Митрополит Минско-Могилевской Архиепархии Тадеуш Кондрусевич на совместной пресс-конференции призвали верующих помнить об истинном смысле праздника Рождества Христова.

Представители православной и католической церквей согласны, что Рождество Христово одинаково важно для всех людей, а суть торжества не в украшении дома и угощениях.

«На землю пришел Сын Божий, чтобы восстановить союз человека с Богом. Это планетарное событие. Говоря о Рождестве Христовом, часто слышим, что это семейный праздник, но это попытка под добрым предлогом увести людей от главного. Это не домашний праздник, Волхвы из далекой Персии пришли в Вифлеем, чтобы увидеть мессию, и церковь призывает хотя бы символично повторить этот путь и прийти в церковь», — рассказал владыка Павел. Он отметил, что приезжая в США, неоднократно видел, как надпись «Merry Christmas» меняют на религиозно нейтральное выражение «Happy season», что, конечно, мешает задуматься и осознать всю глубину происходящего.

Глава католической церкви поддержал эту мысль: «Как сказал владыко митрополит, происходит коммерциализация Рождества. Беготня за подарками — это все хорошо, но с водой выплескиваем ребенка. После праздника в сердцах должен остаться след, остаться благодать. Христос стучит в наши двери, и никто их не откроет, только мы». Он пояснил, что разница в дате празднования Рождества Христова в католической и православной церквях — это не различие в вере: «Представители православной церкви принимают участие в праздновании Рождества 25 декабря, представители католической — в праздновании 7 января. Так сложилась традиция. У вас праздник — мы к вам приедем, у нас праздник — вы к нам».

В 2016 году Папа Римский Франциск во время Рождественской мессы в базилике Святого Петра в Ватикане сказал, что праздник Рождества Христова стал заложником материализма в мире: «Сегодня можно встретить то самое равнодушие, когда Рождество становится праздником, в котором главными лицами вместо Него (т.е. Иисуса Христа) становимся мы. Когда огни торговли затеняют божий свет, когда мы переживаем из-за подарков, но остаемся нечувствительными к отверженным за бортом общественной жизни. Этот дух светскости пленил наше Рождество — надо освободить его».

Легко ли светским магазинам?

В ноябре 2017 года британская торговая сеть Tesco оказалась в центре скандала после выхода в телеэфир ее рождественской рекламы. Ролик, продолжающийся одну минуту, сообщает зрителям, что в предпраздничные дни магазины рады всем покупателям. Видеоряд прост: несколько семей готовятся к Рождеству, жарят индейку, садятся за праздничный стол. На несколько секунд в кадре появляются мусульманки, обменивающиеся рождественскими подарками. Первые критики этой рекламы заявили, что мусульмане, проживающие в Великобритании, не имеют никакого отношения к рождественским праздникам. Затем раздался протест вегетарианцев, негодующих из-за появления в рекламе жареной индейки.

Это только один пример. Их можно подобрать немало…

Проблема в праздничных скидках?

В борьбе за толерантность уже не первый год в Великобритании и некоторых других странах коммерческие компании и государственные учреждения рассылают коллегам и партнерам не рождественские поздравления, а открытки «С сезонным праздником» (кстати, на российских открытках значится «С Рождеством!», а Кто родился, непонятно!).

Несколько лет подряд в США политики поздравляют страну «с праздниками», избегая употреблять слово «Рождество», а на официальной поздравительной открытке 2006 года были изображены собаки президента Буша, играющие перед Белым домом. И в Европе, и в Америке Рождественские каникулы переименовывают в «зимние каникулы», Рождественскую елку — в «праздничную елку».

Между прочим, предложение не провоцировать столкновение культур и просто поздравлять друг друга с «сезонным праздником» вместо пожеланий счастливого Рождества или Нового года, а все сезонные мероприятия и ярмарки называть «зимними радостями» внес еще в 1998 году городской совет города Бирмингема.

С 2012 года в Брюсселе также переименовали рождественские ярмарки в «зимние удовольствия». Утверждается, что это деликатное решение позволило бельгийской столице (где, по данным на 1 января 2015 года, четверть населения придерживается исламского вероисповедания) привлечь больше туристов — сотни людей пожелали принять участие в политкорректном празднике.

Продавцы в ряде магазинов опасаются поздравлять клиентов с Рождеством Христовым, чтобы не оскорбить их религиозные чувства. Городские власти заменяют рождественские символы (ели, вертепы, ангелов) или вовсе убирают их в общественных местах.

В том же 2012 году живую ель, традиционно устанавливаемую на главной городской площади Брюсселя Гран-Плас, впервые заменили на 25-метровую авангардистскую скульптуру из стали с телеэкранами для трансляции зимних пейзажей, чтобы у мусульман не нашло повода для претензий. Предусмотрительность и тут оправдала себя: 1 января 2016 года в районе станции метро Клемансо наряженное дерево хулиганы сожгли с криками «Аллах Акбар!».

В 2013 году в берлинском Фридрихсхайн-Кройцберге горожан попросили отмечать Рождество Христово дома, в кругу семьи. Воздержаться от рождественских гуляний в общественных местах нужно, чтобы не оскорбить многочисленных выходцев из Турции.

Христианская атрибутика становится лишней. К примеру, правительство Словакии убрало нимбы святых с изображений равноапостольных Кирилла и Мефодия на евромонетах, которые чеканят в этой стране. А епископ из Швеции Ева Брунне заявила о необходимости снять кресты с куполов «Церкви моряков» в Стокгольме. И даже казалось бы религиозно нейтральный образ Санта-Клауса с 2006 года официально запрещен на рождественских ярмарках в Австрии и Германии.

Обсуждается идея объединить иудейскую Хануку и христианское Рождество в один светский «фестиваль покупок и вечеринок» под названием Chrismukkah.

Представитель Британской национальной партии Дэвил Фернесс в декабре 2016 года заявил журналистам: «Рождество — наш традиционный праздник и сейчас он подвергается атаке. Это происходит скрытно и постепенно. Политический истеблишмент добивается, чтобы люди перестали праздновать Рождество, якобы чтобы не обижать представителей других религий. Это те же политики, которые хотели, чтобы мы остались в Евросоюзе, которые поддерживают иммиграцию».

Рождество Христово замалчивается не случайно

В 2010 году Американский Институт исследований культуры и масс-медиа опубликовал данные, собранные в период с 1 октября 2008 года по 30 сентября 2010-го. За этот период только в 1,3 % материалов компаний ABC, CBS и NBC, посвященных Рождеству, упоминается — хотя бы бегло — Христос. 98,7 % передач связывали тему Рождества с экономикой, погодой, туризмом, распродажами, медицинским страхованием и т.п.

В целом о Рождестве речь шла в 527 передачах, из них только в семи говорилось о Том, чье рождение празднуется.

Во всех 527 видеосюжетах удалось обнаружить только 19 предложений, содержащих слова «Бог», «Иисус» и «Христос».

22 % материалов (116 из 527) освещали попытку террориста взорвать на Рождество самолет. Еще 19,7% были посвящены рождественским скидкам и распродажам и их роли в американской экономике.

Сотрудник института Эрин Браун прокомментировал приведенную статистику: «Две тысячи лет назад Марии и Иосифу не нашлось места в Вифлееме. И точно так же две тысячи лет спустя их Младенцу нет места в наших телепередачах».

В докладе института в качестве характерного примера приведена передача о музыкальной группе ирландских священников, выпустивший диск с кратким названием «Priests» («Священники»). «На эту тему потрачено почти 400 слов, но ни один из них не упоминает Бога, о котором они поют», — отмечается в докладе.

«Попросту говоря, для журналистов Рождество — это повод поговорить и скидках, распродажах и поездках, о завершении заседаний конгресса, — о чем угодно, кроме Рождества Христова», — констатируется в докладе.

Кому это выгодно, предлагается додумать читателям.