Рождество Христово

Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия

Рождество по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — исполненный детской радости светлый праздник, смысл которого непостижимо велик. Проникновение в него способно полностью изменить жизнь каждого человека, как само Рождество Христово коренным образом изменило ход всей человеческой истории.

Царь и Первосвященник, Создатель мира пришел в него беспомощным младенцем, чтобы преодолеть путь к Жертве и Воскресению, к спасению и преображению Своего создания. Этот скорбный и торжественный путь был таинственно предопределен только Ему одному. Как писал святитель Григорий Неокесарийский, «Бог снисшел в мир, и человечество возведено до Небес».

Размышляя об этом в эту светозарную ночь, мы вслушиваемся в чудесное ангельское славословие, возвещающее «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк.2:10-11).

Мы призваны разделить надежду и ликование нынешнего праздника с верующими и неверующими, принести лучик Вифлеемской звезды тем, кто чает Христова утешения, — родителям, детям, всем близким и друзьям, соседям, сослуживцам, и, конечно же, доселе не знакомым людям. Христос родился! Славьте Его!

Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесенной нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца. Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума». Так начинается тропарь нынешнего праздника. Разумность, рассуждение, осмысление вовсе не противоречат сердечной вере, а лишь укрепляют ее. Попробуем поразмышлять не только о духовном смысле Рождества Христова, но и реальных событиях, связанных с Младенцем из Вифлеемской пещеры. Кстати о пещере и будет наш первый вопрос.

Иисус Христос родился в пещере?

Святой апостол Лука, в чьем Евангелии мы находим рассказ о Рождестве Христовом, ничего не пишет о пещере и хлеве. Он лишь упоминает, что Пречистой Деве Марии и Иосифу Обручнику не нашлось места в гостинице. Используемое греческое слово κατάλυμα означает просто «жилое помещение», а не гостиничный номер. Так же евангелисты Марк и Лука называют столовую — горницу для тайной вечери (Мк.14:14; Лк.22:11), а речь в этом эпизоде идет не об отеле. В притче о милосердном самарянине апостол Лука называет постоялый двор πανδοχεῖον.

Место Рождения Господа Иисуса Христа, Вифлеем

Вполне возможно, что Богородица или Иосиф владели в Вифлееме недвижимостью совместно с некими, не названными по именам родственниками. Близкие Святому семейству люди, которые проживали в этом городке, а также в связи с переписью прибыли в него, могли отвести Роженице лучшее из свободных на тот момент помещение. Пусть и предназначенное для кормления скота, зато пустое. Все жилые комнаты были переполнены, а чудо Рождества Христова не терпело любопытных глаз. Уже свершившись, оно стало явным для родственников Богородицы и Иосифа Обручника: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк.2:18).

Однако это вовсе не противоречит богослужебным текстам, где упоминается вертеп, т.е. пещера, ущелье. Согласно данным археологических экспедиций, «дом» и «пещера» на Востоке — почти одно и то же. Хан, или караван-сарай, представлял собой низкое здание с тремя стенами без наружной двери. Тут же было место (двор) для скота, жилая комната отделялась от него лишь несколькими ступенями. Обычно ханы попросту пристраивались к многочисленным в тех краях пещерам, так что это было единое целое.

Сколько было волхвов?

Имена трех волхвов — Каспар, Мельхиор и Вальтазар — впервые упоминаются в раннем средневековье, евангелист Лука языческих магов не пересчитывает. Он лишь обращает наше внимание на три дара Богомладенцу — золото, ладан и смирну. Порой мы видим на иллюстрациях трех мужей, ищущих нового Царя Иудейского. Однако наивно уверять, что количество даров соответствовало количеству «восточных гостей». Многомесячное путешествие не обходилось без надежной охраны и солидного каравана.

Когда и где волхвы поклонились Божественному Младенцу?

В рождественских спектаклях обычно показывают, что волхвы и пастухи одновременно поклонились в Вифлееме Младенцу Христу. Но, скорее всего, это не так. Судите сами:

• Святой апостол Матфей не говорит о пастухах, а евангелист Лука — о волхвах.

• Пресвятая Богородица смиренно соблюдает повеление Закона и приносит жертву очищения в Храме, но выбирает по бедности самый скромный дар — голубей (Лк.2:24). Это свидетельствует, что Она «не в состоянии принести агнца» (Лев.12:8). Возможно, у Нее еще не было золота волхвов.

• Волхвы увидели звезду, которая вспыхнула в момент рождения Иисуса Христа. Им требовалось немало времени, чтобы собраться в путь и преодолеть более тысячи километров (даже если они ехали из относительно недалекого Вавилона). На должно было уйти не меньше десятка месяцев.

• Обезумевший Ирод, пытаясь защитить свою власть, повелел убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Это косвенно свидетельствует, что путь волхвов занял свыше двадцати месяцев.

• Евангелист Лука сообщает немаловажную деталь: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39), получается, волхвы прибыли не в Вифлеем. Ирод послал их именно туда (Мф.2:8), но у волхвов был наилучший GPS-указатель: «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец» (Мф.2:9).

Знаем ли мы дату или хотя бы год Рождества Христова?

Кратко сказать — нет. Ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа. Конечно, у нас есть свидетельства евангелистов и подборка исторических, хронологических, археологических и астрономических данных. Это позволяет приблизительно вычислить нужный год. Большинство исследователей сходится во мнении, что нижняя граница — 7 год до н.э., а наиболее вероятный — 5 год до н.э. Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима, т.е. 4 года до н.э.

В IV веке выдающийся богослов, астроном и математик Дионисий Малый трудился по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц. Ученый монах выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату рождения Богомладенца. Именно этот год и был положен в начало летосчисления «от Рождества Христова», позднее названного «нашей эрой».

С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря. Когда-то это был день зимнего солнцестояния, торжество в честь языческого солнечного божества. Христиане понимали, насколько опасен этот культ, который в 70-х годах III века стал по приказу императора Аврелиана официальной религией всей Римской империи. В начале IV века император Константин, не понаслышке знавший о солнцепоклонниках, обратился в христианство. И вот 25 декабря стали праздновать Рождество Иисуса Христа — Солнца правды.

Практически все верующие отмечают Рождество Христово в эту дату (единственное исключение Армянская церковь, где Рождество и Крещение Господне отмечают одновременно 6 января). Только кто-то по григорианскому календарю, по которому, собственно, мы все живем, а кто-то по юлианскому календарю, по т.н. «старому стилю». «Старостильное» 25 декабря по новому стилю выпадает на 7 января, а «старостильный» новый год — на 14 января.

Когда празднуют Рождество другие церкви?

Одиннадцать Поместных Православных церквей, включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую, празднуют Рождество Христово, как католики и большая часть протестантов, в ночь с 24 на 25 декабря. Они пользуются новоюлианским календарем, который до 2800 года будет полностью совпадать с григорианским.

Церкви, использующие юлианский календарь, празднуют Рождество 7 января. Это, помимо Русской, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-католическая церковь) и часть протестантов в странах бывшего СССР.