Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы отмечается ежегодно 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). Этот непереходящий праздник принадлежит к числу великих торжеств Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Издревле праздник Покрова был одним из самых почитаемых на Руси. Об этом свидетельствует множество Покровских храмов, которые начали возводить с XII века, когда было установлено празднество.

В русском Прологе читаем: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Этот древнерусский житийный сборник ровесник одной из самых древних и красивых православных церквей — Покрова на Нерли.

Храм Покрова-на-Нерли
Храм Покрова-на-Нерли. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

«Поэма в камне», как называют храм Покрова на Нерли, была создана в 1158 году. Инициатором строительства стал святой князь Андрей Боголюбский, с чьим именем связано распространение празднования Покрова Богородицы на Руси.

Считается, что всемирно известная церковь Покрова на Нерли — первая посвященная этому празднику в христианских странах. Впрочем, даже в наших землях, где народ трепетно относится к почитанию Пресвятой Владычицы, этот красивый белокаменный храм оставался единственным Покровским целых два столетия. Вновь стали освящать престолы в честь Покрова Богородицы только с XIV века.

Храм Василия Блаженного
Собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного), 1552-1554 гг., памятник ЮНЕСКО

Кстати, символ нашей столицы, а вместе с ней и всей страны, — Покровский собор, возведенный по приказу царя Ивана Грозного в ознаменование победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года. Храм стоит в сердце Москвы на Красной Площади, обычно его называют именем прославившегося здесь святого Василия Блаженного.

О любви славян к празднику Покрова Богородицы косвенно говорит и довольно распространенная «поповская» фамилия Покровский. Родоначальниками семей Покровских стали отличившиеся выпускники Духовных семинарий. Традиция давать священнослужителям новые фамилии в честь главных церковных праздников сохранялась до середины XIX века.

Главный смысл праздника прост — верующие радуются возможности пребывать под благодатным Покровом Пречистой Богородицы, Защитницы всех, обращающихся к Ней с искренней молитвой. Об этом скажут и взрослые и маленькие прихожане каждого храма, но не все знают, что любимый праздник установлен в память о событии, которое произошло еще до того, как Русь приняла веру Христову. Более того, вполне возможно, что наши предки участвовали в нем как противники христиан!

Праздник Покрова Богородицы появился благодаря чуду, случившемуся приблизительно в 910 году в Константинополе при императоре Льве Мудром (886–912). Столица Византийской империи находилась под осадой языческого войска (можно предположить, что это были не арабы-сарацины, а славяне, до Крещения Руси совершавшие грабительские набеги на Империю), способного в любой момент ворваться в многолюдный город, разрушить и сжечь его. Мирное население оказалось в большой опасности, поскольку армия была в далеком походе. Жители собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Господу об избавлении от почти неминуемой гибели «едиными усты и единым сердцем». Ответ Всевышнего не замедлил.

Во время Всенощного бдения, в четвертом часу ночи, святой Андрей, Христа ради юродивый (славянин, попавший некогда в византийский плен), и его ученик Епифаний стали свидетелями дивного видения: они узрели Божию Матерь, молящуюся за предстоящий народ.

Святитель Димитрий Ростовский пишет в своем слове на Покров: «Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо… По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню».

Царицу Небесную сопровождали пророк и креститель Господень Иоанн, апостол Иоанн Богослов, сонм других святых и ангелы. Святой Андрей с трепетом спросил блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Тот подтвердил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». «Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Чудесный Покров защитил христианскую столицу: флот варваров разметала внезапная буря. Согласно одной из версий, вражеские корабли принадлежали князьям Аскольду и Диру, которые в скором времени приняли христианство. Их приход к вере порой именуют «первым крещением русов». Так жители Константинополя избавились от разорения и смерти, а православный мир в очередной раз уверился в защите и помощи Царицы Небесной. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы поем: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Римо-католики, прославляя Богородицу как Защитницу и Покровительницу христиан, тоже используют символ покрывала — Pallium’а (Плаща Богородицы).

Иногда на православных иконах и в храмовых росписях Богородица держит в руках длинную узкую ленту, напоминающую архиерейский омофор (и в богослужебных текстах слышим «покрый нас Своим омофором»), однако это не точно: в греческом житии святого Андрея Юродивого стоит слово μαφόριον (мафорион), т.е. большой женский платок-покрывало, закрывающий голову и плечи и спускающийся вниз широкими складками.