Петров пост

Апостолы Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел

Одним из четырёх многодневных постов Православной церкви является Петров пост, который следует за сплошной седмицей после праздника Святой Троицы — Пятидесятницей, начинается в понедельник Недели Всех святых и завершается 12 июля – в день памяти апостолов Петра и Павла. Перед началом поста заканчивается период чтения на богослужениях Цветной Триоди, приходит время пения Октоиха.

Продолжительность поста каждый год разная: от 8 до 42 дней, она напрямую зависит от праздника Пасхи – Воскресения Христова, за ним наступили важнейшие для всех христиан события – Вознесение Господня, сошествие Святого Духа на апостолов, кардинально изменившие дальнейшую историю православия.

Другие названия Петрова поста – Апостольский пост, Петровки, в древности он назывался постом Пятидесятницы. Его придерживались апостолы, начав свою евангельскую проповедь, об этом говорится в Деяниях апостолов: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:3). Речь идёт об апостолах Варнаве и Савле (будущем апостоле Павле). Святитель Афанасий Великий писал: «Народ, постившийся в неделю, следующую за святой Пятидесятницей», отошёл для молитвы на кладбище».

Также упоминает о посте «Апостольское предание» Ипполита Римского. Заметна тесная связь Петрова поста с Римом: он стал более популярен среди простого народа после возведения в первой половине IV в. там и в Константинополе храмов в честь апостолов Петра и Павла. Они были мученически казнены в Риме 29 июня (12 июля по новому стилю) в 67 году.

Значение апостолов для Православной церкви трудно переоценить: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5:12,14).

У Иисуса Христа было двенадцать ближайших учеников, вместо предателя Иуды по жребию был избран Матфий (Матфей), впоследствии ставший автором одного из Евангелий. Все они были свидетелями жизни Спасителя. Также было ещё 70 учеников, которые были последователями христианского учения, имена некоторых из них упоминаются в Деяниях и апостольских посланиях.

Петров пост посвящён памяти апостолов Петра и Павла, называемых первоверховными. Почему же им выпала такая честь, хотя все ученики Христовы обладали равной властью? Именно о них больше всего упоминаний в апостольских деяниях. Их путь ко Господу был разным, их характеры и деятельность существенно отличаются, но такое сочетание и нужно для действенного претворения в жизнь заповедей Христа.

Апостол Павел говорит про себя: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1Кор.9:19). Он не имел семьи, прожил жизнь в девстве и жалел людей, обременённых брачными узами, говоря, что «Все подвижники воздерживаются от всего» (1Кор.9:25). Главным своим делом Павел считал Евангелие, «чтобы быть соучастником его» (1Кор. 9:22), но не всё было так с самого начала.

Савл (таково было его имя при рождении) появился на свет в состоятельной семье, воспитывался в иудейских традициях, по некоторым сведениям, его семья принадлежала к фарисеям, он получил блестящее для того времени образование, но стал ревностным гонителем христиан, обрекавшим их на жестокие муки.

Неизвестно, видел ли Павел Христа во время Его земной жизни, но их встреча произошла, когда он шёл в Дамаск для розыска христиан, «Он услышал голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9:4-5). После этого Савл уверовал и стал Павлом – одним из самых неутомимых и бесстрашных апостолов.

Петра сначала звали Симон, его младшим братом был апостол Андрей Первозванный. Симон был рыбаком, имел жену и детей, у него не было образования, но его увидел Иисус и позвал за собой. Христос высоко ценил Петра, который и имя своё получил благодаря Ему: «ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-20).

Даже предательство Петра не поколебало веры Спасителя в него, заключительные слова Иисуса, обращённые к Петру, были: «паси овец Моих» (Ин.21:17). Он выполнил это повеление, у него проявился дар проповедничества, он обратил в православную веру несколько тысяч человек. Благодаря апостолу Петру многие люди исцелились, происходили чудеса и знамения.

Петров важен для современного человека, потому что он:

  1. Необходим как телесный и духовный подвиг для тех, кто по каким-то причинам не постился в Великий пост.
  2. Объединяет верующих благодатью Святого Духа в церкви.
  3. Помогает вспомнить заслуги апостолов в просвещении христиан.
  4. Способствует углублению в свою духовную жизнь, помогает осознать грехи.