Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»
(Тит. 2:11)
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жен. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведенного Богом в ту ночь со всем мирозданием.
Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).
В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17), — читаем мы в апостольском послании к коринфянам.
Воскресение Господа Иисуса — главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).
Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <…> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого).
Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.
К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.
Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6).
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2017 год
Пасхальное послание Преосвященным епископам, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в Омской области
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры, Боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца!
Как точно и глубоко передает этот запев девятой песни Пасхального канона нашу радость, наше ликование о Господе нашем Иисусе Христе, Победившем смерть! Ибо ныне и всегда наши души прославляют Господа, Его добровольную Жертву, которую Он принес ради нас, принес Самого Себя… Славят наши души и Его Воскресение из мертвых!
Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца!
Неслучайно здесь сказано, что прославляет Его именно душа каждого из нас. Ведь душа – это то, что в человеке более всего причастно Божественному и вечному. Но именно ее, наше самое главное сокровище, мы, к сожалению, часто ценим меньше, чем преходящие материальные ценности и телесные удовольствия. И от нашего нерадения о ней, от тех грехов, которые мы совершаем, чтобы угодить своей плоти, душа впадает в сонное бесчувствие. Потому-то в самом начале Великого поста мы обращались к ней с покаянным призывом: Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?.. Пост – это усыпление плотских желаний и пробуждение души. И только очищенная и пробужденная пощением душа может поистине величить Христа.
Величит душа моя Воскресшего тридневно от гроба Христа Жизнодавца!
Господь наш Иисус назван здесь Жизнодавцем – Подателем жизни. О какой жизни здесь идет речь? О той, преходящей, которая сегодня есть в человеке, а завтра, возможно, отымется от него? О жизни, в которой мы постоянно испытываем искушения, в которой и сами грешим, и страдаем от чужих грехов? О той, о которой святой псалмопевец Давид с горечью изрек: Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь (Пс. 89, 10)? Нет, не такую жизнь подает нам Господь и не ради нее Он взошел на Крест! Ты имеешь глаголы жизни вечной, – так, обращаясь к Господу, свидетельствовал апостол Петр (Ин. 6, 68). Эту вечную жизнь и подает нам Господь, являя ее нам Своим Воскресением! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Нам, которые были до этого словно мертвые, с душами, заснувшими и оцепеневшими от греха, Он дарует жизнь вечную и блаженную, которую мы получим при воскресении мертвых, если будем следовать Его заповедям, Его глаголам! И Святая Пасха – это как бы окно, сквозь которое на нас уже в этом мире, в этой временной жизни изливаются лучи Жизни вечной и нескончаемой.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Как нам сберечь этот свет, эту радость, с которой мы величим Воскресшего Христа? Как нашей душе сохранить то бодрствование, которое она стяжала за время Великого поста и Страстной седмицы? Как снова не погрузиться в греховную спячку? Ведь так непросто избежать тех искушений, которыми полон наш современный мир, непрерывно навязывающий нам разные сомнительные удовольствия! «Рецепт» здесь один: помнить о Христе больше, чем о мире и его делах; думать о душе больше, чем о теле и его похотях; и стремиться к любви и миру, больше, чем к вражде. «Назовем же братьями не только друзей…, но и врагов наших. В честь Воскресшего да простится всё: забудем обоюдные прегрешения», – так призывает нас святитель Григорий Нисский. Постараемся же в эти Пасхальные дни смирить гнев, раздражение, забыть обо всех прежних конфликтах, и простить друг другу все прегрешения и обиды. Будем питать прежде всего свою душу, а не спешить поскорее насытить и ублажить после поста свое тело. Будем стремиться как можно чаще обращаться мыслью ко Христу, памятовать о Нем и величить Его. И да сойдет Благодать Светлого Христова Воскресения в наши души и наши дома, да осенит она и согреет духовным теплом наш край, нашу Церковь, нашу великую и прекрасную страну.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ, ГЛАВА ОМСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Пасха Христова 2017 года
Богохранимый град Омск