Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Фрагмент иконы

Ежегодно 14 августа по православному календарю начинается Успенский пост, который длится до 28 августа – праздника Успения Пресвятой Богородицы. Также на 14 августа приходится Медовый Спас, когда в храмах освящается мёд нового сбора, и совершается празднество Всемилостивому Спасу и Божией Матери. На этот же день выпадает ещё один праздник – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня (далее Изнесение Честных Древ), который часто проходит незамеченным православными людьми.

В течение церковного года Православной Церковью воспоминаются несколько событий, связанных с Крестом Господним. Праздник Изнесения Честных Древ возник по повелению греческого патриарха Луки в Константинополе из-за многочисленных болезней, приходившихся на самый жаркий месяц в году – август. Крест Господень освящал всё вокруг и отгонял недуги. Появлению празднику предшествовали события, описанные ниже.

На Руси возникновение нового праздника было обусловлено следующими событиями. В этот день в 1164 году князь Андрей Боголюбский окончательно победил давних противников – волжских болгар, стремившихся поработить русских людей. В ходе противостояния с болгарами в каждый поход Андрей Юрьевич брал с собой икону Богородицы и изображение Честного Креста Господня, их проносили с молитвой среди войска, вселяя в него боевой дух.

14 августа 1164 году очевидцы видели чудесный свет, шедший от образа Спасителя и Владимирской иконы Божией Матери, после молитвенного обращения к Ним. Также в тот знаменательный день греческий император Мануил одержал победу над грозными захватчиками греческих земель — сарацинами.

Тогда же по соглашению между князем Андреем и императором Мануилом было установлено, чтобы 14 августа ежегодно воздавать честь Господу и Богородице, без Их помощи этих побед бы не было, так появился праздник. Кроме того, было велено выносить из алтаря Честный Крест верующим для поклонения. В этот же день тогда праздновалось Крещение Руси, состоявшееся в 988 году.

Уже с XII в. праздник Изнесения Честных Древ отмечался во всех Православных церквях, на Руси он окончательно утвердился с XIV в. Более правильное название праздничного события этого дня – Происхождение Честных Древ, хотя с греческого языка наименование праздника дословно переводится как «предъисхождение», что указывает на то, что крест несут впереди. Слово «изнесение» означает торжественное несение креста, оно вошло в обиход, когда с Крестом Господним стали совершаться крестные ходы.

Церковный Устав относит Происхождение Честных Древ к малым праздникам, у него один день предпразднства. Богослужение имеет немало общих черт с богослужениями Крестопоклонной недели Великого Поста и праздника Воздвижения Креста Господня. Вечером 13 августа совершается всенощное бдение, состоящее из вечерни и утрени. Перед этим в алтаре Крест переносится с жертвенника на престол.

На утрене при пении Великого славословия («Слава в вышних Богу, и на земле мир…») совершается каждение престола 3 раза настоятелем или священником, ведущим службу. Затем поётся «Святый Боже» и Крест выносится священником из алтаря на голове с воздухом – особым платом , под пение праздничного тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твоё, победы на сопротивныя даруя и Твоё сохраняя Крестом Твоим жительство», Крест возлагается на амвон.

Верующие поклоняются Кресту три раза с земными поклонами при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим». Становится ясно, что без Распятия Христа на Кресте не было бы и Его Воскресения, которым Он открыл всем христианам путь к вечной жизни.

Также в праздник Происхождения Честных Древ в храмах после литургии совершается малое освящение воды, начало этому было положено патриархом Филаретом в 1627 году. По этой причине 14 августа также прозвали «Мокрым Спасом», «Спасом на воде». В древности Крест выносился и на водоёмы для их освящения.

Главное в этом калейдоскопе праздников, приходящихся на 14 августа, помнить, что Честный Крест Господень – это самая большая жертва, которую принёс за каждого из нас Иисус Христос по своей безмерной любви к нам, искупив нас Своими страданиями на Кресте. Каждый из нас способен каждый день отдавать частичку любви Богу и ближнему.