Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение. Костромской музей, конец XVII в.

Многие православные люди, даже посещающие храм не один год, недооценивают важность праздника. Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю). А, между тем, как поётся в праздничном тропаре «Днесь спасения нашего главизна», этот праздник является отправной точкой для остальных праздников, в том числе, для главного – Христова Воскресения.

Благовещение – непереходящий двунадесятый праздник, посвящённый Пресвятой Богородице, но часто его относят и к Господским праздникам, хотя на праздничное богослужение священники носят голубые облачения, как принято на Богородичные праздники. Он имеет по одному дню предпразднства и постпразднства – 8 апреля, когда отмечается Собор Архангела Гавриила.

Благовещение означает благую весть, которую принёс Архангел Гавриил Деве Марии о Рождении от Неё Сына – Господа Иисуса Христа. Произошло это за 9 месяцев до появления Спасителя на свет, которое приходится на 7 января. Две даты взаимосвязаны друг с другом: после установления дня празднования Рождества Христова в IV в. определился день праздника Благовещения.

Этот праздник в церковном календаре находится близко от праздника Пасхи, очень редко они даже совпадают, что называется Кириопасха. В древности Благовещение и Пасха отмечались в один день, дата 25 марта (старый стиль) возникла с подачи святителя Афанасия Великого, который утверждал, что в этот день Господь создал человека. В Византии 25 марта также называли днём сотворения мира.

В VII-VIII вв. Благовещение становится одним из важнейших праздников в церковном календаре с установившимся порядком богослужения. Наименование праздника варьировалось, его называли «возвещение», «день приветствия», в VII в. появилось греческое слово «евангелисмос», которое указывает на книгу Нового Завета – Евангелие, которое и явилось той благой вестью для христиан после пришествия в мир Спасителя.

Суть праздника описана только в одном из четырёх Евангелий – в 1 главе Евангелия от Луки. Дева Мария появилась на свет от праведных Иоакима и Анны, которые долго оставались бесплодными, но по их вере, у них родилась Дочь Мария, избранность Которой была заметна с детства. Иоаким и Анна, как и обещали Господу, отдали Дочь на воспитание в храм. Там Она уделяла много времени молитве, богомыслию и рукоделию, дала обет девства, чтобы всю жизнь посвятить Богу.

Но, несмотря на это, в 14 лет Дева Мария была обручена праведному старцу Иосифу, который должен был хранить Её девство. Мария жила в его доме в Назарете, помогая по хозяйству, но не оставляя чтения богословских книг. Когда Её родственница праведная Елисавета после долгих лет бесплодия была на 6 месяце беременности будущим пророком Иоанном Предтечей, по преданию, Мария читала книгу пророка Исаии. Она была в недоумении от слов «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 8:14).

Но «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк. 8:17), а Архангел Гавриил – один из высших ангелов, призванный раскрывать тайны Божией воли людям, он был благовестником радостных событий, на иконах часто изображался с фонарём. Деве Марии он являлся не раз, пока она воспитывалась в храме. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет к Деве. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 26-28). Это фраза впоследствии стала Архангельским приветствием, которое советуют читать 300 раз тем людям, которые находятся в унынии.

Мария испугалась неожиданного появления Архангела, но он успокоил Её и сообщил Ей важную весть: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего» (Лк. 1: 30-32).

Мария была удивлена, появилась новая загадка: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Архангел Гавриил приоткрывает завесу тайны: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1: 35). Здесь говорится о воплощении Сына Божия, принятии им человеческой природы и Рождении от Марии, Которая была Девой и осталась Её после Рождения Сына, Она стала называться Богородицей.

Этому событию посвящён 3 член Символы Веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Воплощение Сына Божия – это спасительный мост от Господа для падшего человечества, которое в ту пору уже несло на себе отпечаток первородного греха. Благовещение стало окном в Новый Завет, священномученик Ириней Лионский сравнивает Еву и Деву Марию: «Ева через непослушание принесла всем смерть, Дева Мария через послушание принесла всем жизнь».

Дева Мария обладала невиданной силой духа, чтобы принять такую весть, Она беспредельно доверяла Богу, не усомнилась в истинности слов Архангела. Он ждал ответа Марии, не нарушая Её свободы, Дева, проявила великое смирение, дав Своё согласие: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). По мнению святителя Григория Паламы, воплощение было бы невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери.

Праздник Благовещения отмечается в период с четверга 3-ой седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы. В зависимости от конкретного дня служится литургия – Иоанна Златоуста или Василия Великого, никогда не бывает Литургии Преждеосвящённых Даров. На трапезе разрешается рыба, за исключением совпадения праздника со Страстной Пятницей. Также существует обычай – на праздник Благовещения выпускать птиц, чаще всего – белых голубей, олицетворяющих добрые вести.

Какие бы плохие новости ни появлялись в настоящей жизни, воспоминание об этой Благой вести всегда поможет выжить в сложном мире, не потерять веру в лучшее, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).