Таинство Елеосвящения (Соборования)

Уважаемые прихожане!

В течении наступившего Рождественского поста, Таинство Елеосвящения (Соборования) совершается каждый вторник в 15:00 и четверг в 19:00. В статье мы ответили на часто задаваемые вопросы.

Миропомазание, Елеосвящение и елеопомазывание — одно и то же?

Нет, это отдельные богослужебные последования. Часто елеопомазывание на всенощном бдении ошибочно называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания совершается над верующим один раз в жизни — непосредственно после Таинства Крещения.

Елеосвящение (в просторечии Соборование) — отдельное таинство, в котором при помазании тела христианина елеем (т.е. освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом) на него призывается благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и грехов.

Помазывание елеем на утрене всенощного бдения не является таинством, т.е. тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, это, скорее, духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия.

Кто может совершать чин Елеосвящения и участвовать в этом таинстве?

В соответствии с Требником, чин Елеосвящения, или Соборования, совершается собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи.

Однако в Православной Церкви широко распространены две практики:

1) совершения чина Елеосвящения тремя, двумя и даже одним священником с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего;

2) общего Соборования над многими молящимися, в том числе здоровыми (обычно Великим постом).

Елеосвящение совершается над крещеными верующими, препятствиями для участия в таинстве могут стать: возраст до 7 лет / период «регулярной женской немощи» / бессознательное состояние.

Как правильно подготовиться к Елеосвящению?

Специальных правил подготовки нет. Согласно сложившейся благочестивой традиции, Таинство Соборования предпочтительно предварять исповедью и завершать Причастием Святых Христовых Таин.

В чем духовный смысл Елеосвящения?

Апостол Иаков, брат Господень пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Это свидетельство лежит в основе церковного таинства Елеосвящения. Болящего исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутреннее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов. Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.

Правда, что на Елеосвящении отпускаются забытые грехи?

Надо ли каяться в том, что вспомнилось после Соборования?

В молитвах таинства нет отдельного упоминания о «забытых» грехах, везде говорится о полном прощении и исцелении человека. Грехи, совершенные и забытые прежде Соборования, а затем

вспомнившиеся, без сомнения надо исповедовать перед Крестом и Евангелием, осуждая себя за них перед Богом и прося Его помощи в том, чтобы к ним не возвращаться.

Тем, кто только начинает знакомство с Православием, важно знать, что для возрождения от грехов, которые несовместимы с пребыванием в Церкви требуется иное таинство — Покаяния. Исповедь для человека, совершившего намеренно или по неведению тяжелые («смертные») грехи, служит таинством возвращения, нового присоединения к Церкви.

Речь идет о таких грехах, как

— убийство, в т.ч. аборты,

— блуд и прелюбодеяние, в т.ч. сожительство в т.н. «гражданском браке», без регистрации в ЗАГСе,

— отпадение от веры в разных формах, в т.ч. обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, разные формы магии и оккультизма,

и других тяжких преступлениях по отношению к Богу и ближним.

Елеосвящение заменяет всякое лечение?

Нет, это духовное врачевание, которое не устраняет законов и сил физической природы. Таинство поддерживает больного, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души. Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

После Елеосвящения болезнь только прогрессировала, как быть?

Полагаться на благую волю Божию. Как пишет протопресвитер Александр Шмеман, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».

Можно помазывать близких маслом, принесенным с Елеосвящения?

Конечно, однако надо помнить, что самостоятельное помазание дома освященным маслом не является уже собственно Таинством Соборования, которое могут совершать только священники.

Сколько раз можно принимать Елеосвящение в течение одного заболевания?

Один. Но если болезнь приняла затяжной характер, Елеосвящение может быть преподано вторично.

Как часто допустимо принимать общее Соборование?

Не более одного раза в год.

Нужно брать благословение для участия в Таинстве Елеосвящения?

В этом нет необходимости.

Если соборовать человека, находящегося при смерти, это ускорит кончину?

Только промысел любящего Бога устанавливает сроки человеческой жизни. Зачастую благой Господь продлевает дни умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно христианского звания подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Приглашенный к смертному одру священник может последовательно совершить три эти таинства.

Соборование становится особенно важным в ситуации, когда христианин по физической немощи не может исповедоваться. В Таинстве Елеосвящения Господь освободит душу умирающего от тяжести тех грехов, о которых тот не успел, не смог сказать в Таинстве Покаяния.