Собор Сибирских святых

Собор сибирских святых
Собор Сибирских святых. Фрагмент росписи. Софийско-Успенский кафедральный собор г. Тобольск. Находится в составе Тобольского кремля

Собор Сибирских святых — празднование Русской Православной Церкви в честь святых и подвижников благочестия, в земле Сибирской просиявших. Совершается ежегодно 23 июня по новому стилю, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711-1715 гг.).

Торжество было установлено в 1984 году, когда все епархии готовились к празднованию 1000-летия Крещения Руси. В тот год по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Покровском соборе Тобольска, где покоятся мощи святителя Иоанна, было совершено первое богослужение, посвященное Собору Сибирских святых.

В Собор входят:

  • Мч. Василий Мангазейский (+ 1600, память 22 марта, 23 марта, 10 мая)
  • Прав. Симеон Верхотурский (+ 1642, память 12 мая, 12 сентября, 18 декабря)
  • Свт. Нектарий (Теляшин), архиеп. Тобольский (+ 1667)
  • Свт. Симеон (Молюков), митр. Смоленский (+ 1699, память 4 января)
  • Блж. Иоанн Верхотурский (+ 1701, память 16 апреля)
  • Блж. Косма Верхотурский (+ 1706)
  • Свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября)
  • Свт. Иоанн (Максимович), мит­р. Тобольский и всея Сибири чудотворец (+ 1715, память 10 июня)
  • Свт. Филофей (в схиме Феодор) (Лещинский), митр. Тоболь­ский (+ 1727, память 31 мая)
  • Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Ир­кутский (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября)
  • Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский (+ 1740)
  • Свт. Павел (Конюскевич), митр. Тобольский (+ 1770, память 4 ноября)
  • Свт. Софроний (Кристалевский), еп. Иркутский (+ 1771, память 13 марта, 30 июня)
  • Прп. Синесий (Иванов), схиархим. (+ 1787, память 10 мая)
  • Свт. Варлаам (Петров), архиеп. Тобольский (+ 1802, память 27 декабря)
  • Прп. Андрей Рафаиловский, Тобольский, игум. (+ 1820, память 14 мая)
  • Прав. Петр Томский, отрок (+ нач. XIX в./1820, память 4 марта)
  • Прп. Герман Аляскинский, монах (+ 1837, память 27 июля, 13 декабря)
  • Свт. Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский (+ 1840, память 12 февраля)
  • Прав. Даниил Ачинский (+ 1843, память 16 апреля, 16 декабря)
  • Прп. Варлаам Чикойский, пустынник (+ 1846, память 23 января, 8 августа, 5 октября)
  • Прп. Макарий (Глухарев), архим. (+ 1847, память 18 мая)
  • Прп. Мисаил Абалакский, иером. (+ 1852, память 17 декабря)
  • Свт. Филарет (в схиме Феодосий) (Амфитеатров), митр. Киевский (+ 1857, память 21 декабря)
  • Прав. Феодор Томский (+ 1864, память 20 января, 22 июня)
  • Блж. Домна Томская, старица (+ 1872, память 16 октября)
  • Прав. Стефан Омский, прот. (+ 1876, память 30 июня)
  • Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский (+ 1879, память 31 марта, 23 сентября)
  • Свт. Герасим (Добросердов), еп. Астраханский (+ 1880, память 24 июня)
  • Свт. Мелетий (Якимов), еп. Рязанский (+ 1900, память 14 января)
  • Прп. Арефа (Катаргин), Верхотурский, архим. (+ 1903, память 15 мая)
  • Сщмч. Иннокентий Кикин, свящ. (+ 1937, память 13 октября)

Тропарь Собору Сибирских святых
глас 3
Це́ркве Христо́вы свети́льницы,/ всея́ Росси́и украше́ние,/ святи́и вси, в земли́ Сиби́рстей просия́вши,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

 

Ин тропарь Собору Сибирских святых
глас 4
Це́ркве Христо́вы свети́льницы,/ всея́ Росси́и украше́ние,/ страны́ Сиби́рския просвети́телие,/ от тьмы дре́вняго неве́рия и пре́лести и́дольския лю́ди изба́вльшии,/ наста́вницы благоче́стия, святи́телие Христо́вы:/ Дими́трие, Инноке́нтие, Иоа́нне,/ Софро́ние, Па́вле, Меле́тие/ и апо́столе Инноке́нтие/ с пра́ведными Васи́лием страстоте́рпцем и Симео́ном Верхоту́рским,/ Престо́лу Го́спода Вседержи́теля предстоя́ще,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

 

Кондак Собору Сибирских святых
глас 3
Днесь Собо́р Сиби́рских святы́х предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели со архиере́и славосло́вят,/ апо́столи же с му́ченики ликовству́ют,/ святи́и вси Це́ркве Христо́вы ра́дуются/ и па́ства Сиби́рская весели́тся:// вси бо ку́пно мо́лят Преве́чнаго Бо́га.

 

В Омске Храм всех Сибирских святых расположен по адресу ул. Народная, 17/1. Также в честь Собора Сибирских святых освящены церкви в городах Кемерово (Кемеровская епархия), Анжеро-Судженск (Мариинская епархия), Сургут (Ханты-Мансийская епархия)
и урочище Симеонов Камень (Екатеринбургская епархия).

***

Святой праведный Стефан Омский

Вспомним житие святого нашей земли — праведного Стефана Омского, причисленного к лику Сибирских святых в уже упомянутый торжественный день 23 июня 1984 года.

Стефан Яковлевич Знаменский родился 2 августа 1806 года в Железно-Томском заводе Барнаульского округа Томской губернии. Мальчик был сыном священника и получил образование в Тобольской духовной семинарии, которую окончил в 1824 году. После священнической хиротонии отец Стефан нес служение в барнаульском Петропавловском соборе. В 1827 году он был по личной просьбе переведен в Курган, где духовно окормлял ссыльных декабристов.

В 1836 году отец Стефан стал клириком кафедрального собора Тобольской духовной консистории, а через три года возведен в сан протоиерея и переведен в Ялуторовск.

В 1842 году отец Стефан стал вместе с декабристом И. Д. Якушкиным основателем ланкастерского училища для мальчиков. В этом заведении, открытом на пожертвования купца Медведева и других лиц, применялся метод взаимного обучения (т.е. обучение более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста). Все занятия проходили бесплатно. В программу входили катехизис, священная история, чтение на славянских языках, чистописание, русская и латинская грамматика, география, арифметика. Юноши, стремящиеся поступить в духовные училища, изучали основы латинского и греческого языков. Спустя три года по инициативе отца Стефана открылось подобное учебное заведение для девочек.

В Омск отец Стефан был переведен в декабре 1853 года по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири Г. X. Гасфорда. Там до 1868 года — до выхода на пенсию — он был настоятелем Воскресенского собора.

На омской земле продолжились просветительские труды святого. Основанная отцом Стефаном в 1854 году женская ланкастерская школа позже была реорганизована в первую женскую гимназию. Также его попечениями при Воскресенском соборе была собрана большая библиотека духовной литературы — одна из лучших в Сибири.

С 1866 года отец Стефан трудился в комитете по народному образованию от православного духовенства. Он был членом правления Омского духовного училища, благочинным городских и сельских церквей, членом духовных консисторий, экономом Тобольской духовной семинарии и законоучителем в светских учебных заведениях. Кроме того, отец Стефан состоял первоприсутствующим духовных правлений в различных городах.

Полувековая напряженная работа не принесла отцу Стефану особого материального достатка. В Омске у него не было собственного дома, многодетная семья жила в казенном помещении. Нестяжательность и другие христианские добродетели заслужили любовь и уважение как прихожан, так и светских знакомых сибирского подвижника.

Протоиерей С. Знаменский лично общался и вел переписку со многими известными людьми своего времени. В частности, в омский период жизни он сблизился с Ф. М. Достоевским. По мнению ряда исследователей, в образе архиерея Тихона, персонажа романа «Бесы», нашли отражение некоторые черты личности отца Стефана.

Сам пастырь оставил значительное рукописное наследие, заслуживающее серьезного изучения.

После выхода на пенсию отец Стефан занялся садоводством. В 1876 году он тяжело заболел и на следующий год отошел ко Господу. Отпевание проходило 6 апреля 1877 года в Воскресенском соборе, где праведник служил Богу двадцать три года.

Место погребения отца Стефана на городском Шепелевском кладбище сперва было отмечено простым металлическим крестом, а к началу XX века усердием верующих омичей там установили памятник в виде часовни. В советские годы могила святого была осквернена и стерта с лица земли. На месте кладбища сейчас пожарная каланча и улица 5-й Армии.

Прот. М. Путинцев. Протоиерей Стефан (Знаменский)

 

К числу приснопамятных подвижников благочестия и видных деятелей на поприще служения Церкви Христовой в стране Сибирской принадлежит и скончавшийся в 1876 году настоятель Воскресенского собора в г Омске протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский. Почивший отец протоиерей был один из лучших представителей сибирского духовенства нынешнего столетия, стоявший на высоте своего призвания, глубокоуважаемый и любимый всеми, кто только знал его и имел с ним какие-либо сношения: архипастыри, высшее светское начальство края, духовенство, миряне всех сословий, даже иноверцы отдавали справедливую дань уважения высоким качествам его поистине праведной души…

 

…Курс, к которому принадлежал о. Стефан Знаменский был один из самых замечательных курсов в тобольской семинарии: человек пять из него поступили в гражданскую службу и все после занимали очень видные места; 24 человека вступили в духовное звание, из них семеро были уездными протоиреями и первоприсутствующими духовных правлений, один архимандрит и почти все остальне благочинными – притом все один другого лучше по жизни, характеру, способностям, познаниям, честности и благоплодной общественной деятельности. Но отец Стефан Яковлевич Знаменский был во всех отношениях красою своего курса, такого курса, подлобного которому , по отзыву компетентны в этом отношении людей, ни прежде н после никогда не было в Тобольской Семинарии…

 

…В служении отец Стефан был необыкновенно благоговеен и в присутствующих возбуждал невольное благоговение. Голос он имел довольно тихий, но при служении его в обширном Омском соборе каждое слово возгласа или молитвы его слышалось всем внятно и ясно. Служением им всенощных бдений и литургий в Омске не отличалось особенною продолжительностью, так как прихожане собора люди все военные или чиновные, и если б утомлять их продолжительными богослужениями, то они совсем перестали бы посещать церковь. Взамен этого, служение о. Стефана отличалось стройностью, порядком, неспешным и внятным чтением на клиросе и прекрасным пением певчих. Все это, и в особенности благоговейное служение самого Отца протоиерей привлекало в собор массы богомольцев, во главе которых являлось лучшее просвещенное общество города…

 

…От природы он был слабого сложения и в жизни своей раз подвергался тяжким болезням, почему и был всегда слабый, бледный тощий и тщедушный, и в преклонных летах так утомлялся при совершении богослужения, особенно литургии что, по возвращении из церкви, падал в изнеможении на постель. Но отдохнув час или полчаса, бывал готов на какую угодно службу на всякое дело. С требою он был готов идти или ехать во всякое время дня и ночи, во всякую погоду и никогда никто не слыхал от него ропота или негодования даже тогда, когда его призывали на требу не в очередь, не в его седмицу…

 

«Бывало, — повествовал о. Стефан, — зимою отслужишь утреннюю или литургию, устанешь сильно, а тут является мужичок с требою из дальней деревни верст за 40: треба неотложная, нужно торопиться, и вот прямо из церкви садишься в сани или телегу и едешь; затрясет, закачает тебя в дороге, усталого и голодного, так что когда придешь в деревню и выйдешь из экипажа, то тебя во все стороны покачивает, и едва-едва войдешь в избу. После мужички сказывали мне, что пока они не узнали, что я в рот не беру никакого вина, то видя мня покачивающегося и нетвердого на ногах, частенько думали: «эх, выпил, знать, порядком наш батюшка». При этом старец, улыбаясь, прибавлял: « вот как иногда в народе может составиться мнение о нетрезвости священника! Но это только до времени, всякое дело себя оправдает».

 

…Духовных журналов и частью газет выписывал он до 15 и все это успевал внимательно перечитывать, несмотря на слабость своих телесных сил и многосложность своих занятий и трудов. Пишущему эти строки не раз доводилось вошедши в кабинет отца протоиерея заставал его стоящим на коленях у стула и читающим книгу. К этому коленопреклоненному чтению принуждала о. Стефана тяжкая болезнь – геморрой и боль в пояснице. Быть же без чтения и вообще без умственного занятия старец не мог даже во время сильных припадков его многочисленных недугов…

 

…За приходские требы с людей бедных он по большей части не брал никакой платы, а чтобы не возбудить за подобный образ действий ропот своего причта, он часто, отказавшись от вознаграждения за требу, вносил в братскую кружку свои собственные деньги, стараясь все это сделать по возможности тайно; но сослуживцы его не могли это не заметить и не один раз просили отца протоиерея, чтобы он не вкладывал в кружку своих денег, но не стесняясь по своему усмотрению брал платы за требы, уверяя его, что они роптать на это не будут. Старец, однако, редко исполнял такие просьбы своих сослуживцев и продолжал поступать по-своему…

 

…Отец Стефан, как сказано выше был великий любитель духовно-нравственного и вообще полезного чтения. Любил он оказывать усердно-радушную помощь и всем любителям такого чтения. При Омском соборе его стараниями и заботами устроена одна из лучших в Сибири духовных библиотек. Книга и журналами этой библ. Которую он сам и заведовал, для которой сам составлял каталоги и описи – отец Стефан щедро снабжал всех желающих читать даже не принадлежащих к его приходу. В Омском Кадетском Корпусе некоторые воспитанники были любителями духовного чтения. К числу таковых принадлежал и я с моим товарищем А М. Шар-м. В нашей корпусной библиотеке хоть и имелось прекрасное собрание книг дух содержания, но получение их из библиотеки было сопряжено с некоторыми формальностями не для всех нас удобными. Притом доводилось иногда при получении из корпусной библиотеки духовных книг слышать от библиотекаря, молодого офицера, шуточки, если не злые и колкие, то обидные для нашего юного самолюбия. Потому мы предпочитали обращаться за духовными книгами к отцу Стефану, в его соборную библиотеку. Так как мы могли отлучаться из корпуса только в воскресные и праздничные дни, то обыкновенно в такие дни после литургии мы являлись в собор за получением книг. Бывало отец Стефан, усталый от службы и треб, едва-едва выйдет из алтаря бледный и истомленный, так что нам совестно становилось беспокоить его, и мы не смели подходить к нему. Но он сам, лишь только завидит нас, стоящих в стороне, тотчас же подзовет к себе, благословит и с ласковой улыбкой спросит : что, за книгами?… Нескудно наделял нас покойный протоиерей книгами: случалось он зараз присылал по 30 – 40 томов разных книг…

 

Путинцев М. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский // Душеполезное чтение. – 1888. №1. –С.73-92.