Крещение Господне

Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция

У двунадесятого праздника, который православные христиане отмечают 19 января нового стиля, есть два названия. Первое — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Второе — Святое Богоявление.

В этот день Церковь вспоминает великое новозаветное событие, изображенное четырьмя святыми евангелистами, — Крещение Господне пророком Иоанном Предтечей, которого также именуют Крестителем. Произошло это на относительно мелководной и не очень широкой реке Иордан, где иудеи уже несколько веков совершали религиозные омовения.

Иоанново крещение было прообразом хорошо знакомого нам таинства, которое совершается единожды в жизни над каждым человеком, присоединяющимся к Православной Церкви.

Когда Спаситель вошел в иорданские струи, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так один из святых апостолов описывает Богоявление. Этим словом примерно до конца четвертого века (в разных местностях по-разному) именовали единый в те столетия праздник Рождества и Крещения Господня.

Уже в первые века христианства возник обычай крестить новообращенных (их еще называют оглашенными) в навечерие (сочельник) Богоявления, поскольку Крещение Христово послужило духовному просвещению всех верующих. Отсюда другие названия торжества — «день Просвещения», «праздник Светов» или «святые Светы». С первого века поныне и до скончания времен таинство крещения очищает человека от всех грехов и просвещает Божественным светом.

Вторая древняя церковная традиция, связанная с праздником Богоявления, — Великое водоосвящение. Освящение воды по особому чину совершается пресвитерами как символ и знак присутствия в нашем падшем мире Божественной благодати. Апостольское чтение на Божественной литургии (Послание апостола Павла к Титу 2:11-14; 3:4-7) также свидетельствует о явившейся в мире — через Иисуса Христа — Божией благодати, обновившей нас «банею возрождения… Святым Духом», для того, «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».

Сегодня вы все подойдете к чаше со святой водой, чтобы почерпнуть ее. Помните, что эта вода именуется святой, потому что в ней благодать Божия. Почерпайте ее с благоговением, несуетливо, не создавайте шума около святыни, не пытайтесь первыми почерпнуть воду.

Постойте у этой святыни как можно дольше. Помолитесь за себя, за своих родных и близких, за Отечество наше, проходящее непростой период своего исторического бытия, за Церковь нашу многострадальную, несущую народу великую весть о спасении, которое Бог во Христе принес роду человеческому.

И, с благоговением почерпнув святую воду, отнесите ее в домы свои, окропите их, дайте вкусить воду сию вашим родным и близким, сохраните ее на тяжкие моменты жизни вашей, в первую очередь на дни болезни, — ибо через эту воду сама Божия сила будет прикасаться к вам по вере вашей.

И пусть Господь, явивший Себя миру в день Богоявления на реке Иордан, пребывает со всеми нами неотлучно, как Он Сам об этом сказал: во все дни до скончания века (Мф. 28:20).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Зачем крестился Сам Спаситель?

Разумеется, Богочеловеку Иисусу Христу не требовалось ритуальное очищение от грехов. Спаситель пришел в мир, чтобы освободить каждого верующего от духовной смерти, неизбежной из-за греха, и просветить его мистическим светом богопознания.

В водах Иордана Господь при посредстве Иоанна Крестителя потопляет греховную немощь падшего человеческого естества. Неслучайно в период попразднства Крещения, а именно на второй день торжества, Церковь предлагает нам отметить «Собор святого Иоанна Предтечи», прославить того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив после недолгого колебания руку на главу Самого Господа.

Милостью Божией весь человеческий род получил возможность возродиться — через таинство крещения — во Христе.

Поститься ли в праздник Крещения?

Нет. Но в Крещенский сочельник принято соблюдать строгий пост (готовить праздничные блюда не возбраняется, например, сочиво, как и перед Рождеством Христовым).

Можно ли набрать святую воду уже в сочельник?

Да. Водоосвящение в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января совершается по одному и тому же чину (с абсолютно одинаковыми молитвами). Оттого вода, освященная в каждый из этих дней, получает название Великой агиасмы (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Два отдельно совершаемых водоосвящения наводят неопытных прихожан на мысль, что и вода в эти дни тоже разная (отдельно крещенская, отдельно богоявленская). Однако это не более чем суеверие.

У торжества Крещения Господня есть четыре дня предпразднства и вдвое больше дней попразднства. Так же, как и в день Рождества Христова, накануне в православных храмах совершаются особые службы, к примеру, читаемые с утра «Царские часы», после которых служится вечерня и Божественная литургия по чину святителя Василия Великого.

Готовясь дома к предстоящему богослужению, прихожане могут заранее ознакомиться с не простым для восприятия на слух текстом тринадцати паремий, которые будут читаться на вечерне.

Первая паремия (книга Бытия 1:1-13) повествует о разумном творческом возникновении нашего мира. Животворящий Дух Божий, носившийся тогда над водой, это Тот же Святой Дух, Которым мы все крещены в церковном таинстве.

Вторая паремия (книга Исход 14:15-18,21-23,27-29), как и последующие, показывает власть Творца над водной стихией. Морские волны после молитвы Моисея расступились перед евреями, но поглотили преследовавшее их войско египетского фараона.

Третья паремия (книга Исход 15:22-27; 16:1) — о претворении Божественной силой горькой воды в сладкую. Чудо произошло на глазах у многих свидетелей в месте, именуемом Мера.

Четвертая паремия (книга Иисуса Навина 3:7-8,15-17) — о расступившихся струях Иордана. Таким образом евреи во главе с Иисусом Навином смогли перейти эту реку.

Пятая паремия (4 книга Царств 2:6-14) — о том, как великие ветхозаветные пророки Илия и Елисей посуху преодолели то же препятствие.

Шестая паремия (4 книга Царств 5:9-14) — об исцелении в водах Иордана сирийского военачальника Немана, страдавшего проказой.

Седьмая паремия (книга пророка Исаии 1:16-20) — слова пророка Исаии о грядущем духовном возрождении верующих посредством того, что мы теперь знаем как таинство крещения.

Восьмая паремия (книга Бытия 32:1-10) — о том, как пересек Иордан Иаков — третий из библейских патриархов, отец 12 сыновей, родоначальников колен Израилевых.

Девятая паремия (книга Исход 2:5-10) — о чудесном избавлении от смерти младенца Моисея. Будущий великий пророк и законодатель, основоположник иудаизма остался цел, когда фараон приказал убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Мать Моисея Иохаведа положила его в корзинку и пустила ее по водам Нила. Нашла и решила усыновить ребенка дочь фараона. Кстати, само имя «Моисей» означает «взятый, спасенный из воды».

Десятая паремия (книга Судей 6:36-40) — еще об одном вожде ветхозаветного Израиля Гедеоне, который через росу получил видимое свидетельство Божией благодати.

Одиннадцатая паремия (3 книга Царств 18:30-39) — о пророке Илии, который приказал обильно поливать жертвы Богу водой, чтобы явственнее показать чудо снизошедшего на них небесного огня.

Двенадцатая паремия (4 книга Царств 2:19-22) — о пророке Елисее, сотворившем Божией силой чудо над водами в Иерихоне.

Заключительная тринадцатая паремия (книга пророка Исаии 49:8-15) провозвещает благодать Господа нашего Иисуса Христа в новозаветную эпоху — время Его царствия для верующих, когда «Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод».